Работа с детскими голосами в народной школе бориса бочева (болгария)
Рассматривать проблему работы с певческими навыками автора побудили исследования в области хорового пения. При работе с детьми Борис Бочев обнаружил, что дети интуитивно справляются с интонационным материалом – запоминают, воспроизводят, отличают, анализируют, интерпретируют, но при этом не обладают почти никакими певческими навыками. На основе этих исследований Б. Бочев разработал методику работу над элементарными вокально-хоровыми навыками.
Автор говорит о том, что из 45-ти минутного урока всегда 35-40 минут отдает пению хором и индивидуально, а это обстоятельство почти автоматически заставляет детей петь тихо, иначе дети не могут выдержать напряжения.
В методике освещены главные требования, предъявляемые к детям:
1. Сравнительно тихое пение, без напряженности, без крика. Это пение контролируется не только слухом, но и по внешним признакам – у детей, поющих напряженно и громко, выдаются вены на шее, появляются морщины на лбу, лица морщатся, краснеют, а некоторые из темпераментных крикунов даже потеют от напряжения.
2. Пение с округлым звучанием. Направлено на борьбу против открытого пения с «режущим звучанием», которое всегда приводит к быстрой усталости, к понижению интонации при продолжительном пении, к сужению диапазона, а в некоторых случаях к хронической сиплости голоса.
3. На каждом уроке – пение с закрытым ртом (ммм…). Это автор делает в целях приучения детей к чистому интонированию без произнесения слов, что способствует облагораживанию звучания, создания мягкости в пении.
Перед началом занятий, при первом прослушивании, автор составляет для себя таблицу, в которую заносит данные о каждом ученике:
1. Звукоизвлечение – легко или с усилием.
2. Состояние голоса – чистый, светлый, уставший, сиплый и т. д.
3. Объем голоса по всему его протяжению.
4. Качество тембра – светлый, звонкий, бесцветный.
5. Сила голоса.
6. Особенности темперамента – скромный, активный и т. д.
В результате анализа литературных источников, я сделала следующие выводы: практически все труды, посвященные музыкальному воспитанию детей, представляют обобщения собственного опыта их авторов. В этой литературе отражены лучшие черты детского хорового исполнительства, использовавшегося в практике. О распевности, выразительности и красоте звучания упоминалось лишь в связи с церковным пением.