Экспериментальная работа

В практической работе мной были систематизированы и обобщены все знания, полученные из методических трудов, приведённых выше. Следует отметить, что детские голосовые связки коротки и тонки, поэтому имеют высокое звучание, ограниченный диапазон, особую лёгкость. В описанной ниже работе учитываются эти особенности.

ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1-ый КЛАСС

Особое внимание при пении уделяется посадке. Для каждого ребёнка на уроке предусмотрено своё место. К более сильному, хорошо интонирующему ребёнку сажаю более слабого ребёнка. На занятиях поют так же не все. Сначала прошу спеть группу, которая хорошо интонирует, а затем подключаю весь класс. Таким образом, более слабые дети начинают слышать более сильных и подстраиваться под них.

Распевание длится 3-5 минут, так как на пение на уроке музыке выделяется около 20 минут. При распевании дети привыкают реагировать на дирижёрский жест.

В целом вокально-хоровые упражнения делятся на две категории:

1. применяются вне связи, с каким либо конкретным исполняемым произведением. Данные упражнения способствуют достижению более высокого уровня художественного исполнения.

2. направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании произведения.

В первом классе применяются распевки предлагаемые Л.Левандовской17)

Каждое упражнение способствует развитию конкретных вокально-хоровых навыков и помогает их отработке.

1. Упражнение для развития звонкого, лёгкого звука и для выработки чёткой дикции:

Упражнение для освобождения скованной челюсти и для развития плавного звука:

Упражнение для развития мягкого, плавного, протяжного звука:

2-ой И 3-ий КЛАССЫ

Во втором и третьем классе уделяется большое внимание работе над различными способами звуковедения:

1. Освоение приёмов цепного пения

2. Работа над расширением диапазона

Из вышеуказанных задач усиливается роль вокальных упражнений. На данном этапе вокально-хоровым упражнениям уделяется 10 минут, и они делятся на два этапа работы:

- распевания А. Яковлева

- фонопедические упражнения В. Емельянова, в которые входят голосовые игры

На первых порах для детей это забава, но позднее - более серьёзная работа.

1. Упражнение для освобождения скованной челюсти:

2. Упражнение, способствующее расширению диапазона:

Очень часто у детей зажата нижняя челюсть, в таких случаях предлагается следующее упражнение: поставить к подбородку кисть руки и следить, опускается ли подбородок при пении гласных «о», «а», «у». Для более чистого интонирования предлагается следующее: кисть руки ракушкой приложить к уху, чтобы лучше слышать себя. Это прекрасный способ контроля интонации.

РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ

Перед первым слушанием песни очень кратко рассказываю об авторе стихов и композиторе, написавшем песню.

Новое произведение исполняется целиком, максимально выразительно. Иногда демонстрирую детям разные исполнения: слушаем пластинку, на которой детский хор исполняет данное произведение. Прошу детей сравнить исполнение и выявить то, которое наиболее образно и глубже раскрывает содержание произведения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4