Экспериментальная работа
В практической работе мной были систематизированы и обобщены все знания, полученные из методических трудов, приведённых выше. Следует отметить, что детские голосовые связки коротки и тонки, поэтому имеют высокое звучание, ограниченный диапазон, особую лёгкость. В описанной ниже работе учитываются эти особенности.
ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
1-ый КЛАСС
Особое внимание при пении уделяется посадке. Для каждого ребёнка на уроке предусмотрено своё место. К более сильному, хорошо интонирующему ребёнку сажаю более слабого ребёнка. На занятиях поют так же не все. Сначала прошу спеть группу, которая хорошо интонирует, а затем подключаю весь класс. Таким образом, более слабые дети начинают слышать более сильных и подстраиваться под них.
Распевание длится 3-5 минут, так как на пение на уроке музыке выделяется около 20 минут. При распевании дети привыкают реагировать на дирижёрский жест.
В целом вокально-хоровые упражнения делятся на две категории:
1. применяются вне связи, с каким либо конкретным исполняемым произведением. Данные упражнения способствуют достижению более высокого уровня художественного исполнения.
2. направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании произведения.
В первом классе применяются распевки предлагаемые Л.Левандовской17)
Каждое упражнение способствует развитию конкретных вокально-хоровых навыков и помогает их отработке.
1. Упражнение для развития звонкого, лёгкого звука и для выработки чёткой дикции:
Упражнение для освобождения скованной челюсти и для развития плавного звука:
Упражнение для развития мягкого, плавного, протяжного звука:
2-ой И 3-ий КЛАССЫ
Во втором и третьем классе уделяется большое внимание работе над различными способами звуковедения:
1. Освоение приёмов цепного пения
2. Работа над расширением диапазона
Из вышеуказанных задач усиливается роль вокальных упражнений. На данном этапе вокально-хоровым упражнениям уделяется 10 минут, и они делятся на два этапа работы:
- распевания А. Яковлева
- фонопедические упражнения В. Емельянова, в которые входят голосовые игры
На первых порах для детей это забава, но позднее - более серьёзная работа.
1. Упражнение для освобождения скованной челюсти:
2. Упражнение, способствующее расширению диапазона:
Очень часто у детей зажата нижняя челюсть, в таких случаях предлагается следующее упражнение: поставить к подбородку кисть руки и следить, опускается ли подбородок при пении гласных «о», «а», «у». Для более чистого интонирования предлагается следующее: кисть руки ракушкой приложить к уху, чтобы лучше слышать себя. Это прекрасный способ контроля интонации.
РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ
Перед первым слушанием песни очень кратко рассказываю об авторе стихов и композиторе, написавшем песню.
Новое произведение исполняется целиком, максимально выразительно. Иногда демонстрирую детям разные исполнения: слушаем пластинку, на которой детский хор исполняет данное произведение. Прошу детей сравнить исполнение и выявить то, которое наиболее образно и глубже раскрывает содержание произведения.