Специфика работы с одарёнными детьми.

В теоретическом плане российская психология имеет свои накопления в области изучения одарённых детей (Теплов, Рубинштейн), но разработкой вопросов обучения и воспитания незаурядных детей занимались мало. В основном эта литература зарубежных авторов.

Интересным показался подход к самому термину –одарённые дети. Кого мы можем так назвать? Где найти точное определение этого понятия? Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко.

Например, Матюшкин А.М, Меде В, Гильбух Ю.З считают, что если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или в творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут назвать одарённым. Если у ребёнка необыкновенно быстрый темп умственного развития и явные достижения в той или иной деятельности, правомерно признать его незаурядным. Но можно ли считать, что у этого ребёнка есть все предпосылки, чтобы со временем стать одарённым взрослым?

Лейтес Н.С, Бурменская Г.В, Крутецкий В.А убеждены, что по отношению ко многим детям этого сказать нельзя. Надёжно определить значение детских свойств, выявить таких детей, у которых выдающиеся св-ва выступают действительным залогом их будущих возможностей - сложнейшая проблема, которая в психологической науке ещё весьма далека от решения. Поэтому слова « одарённый ребёнок», « одарённые дети» следует употреблять с осторожностью, отдавая себе отчёт в их условности.

Анализ литературы показал, что под одарённостью следует понимать более высокую, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Понятие одарённость происходит от слова « дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития.

Возникает вопрос, в каких семьях рождаются одарённые дети?

Американские учёные считают, что одарённый ребёнок может родиться в любой семье, в которой родители обладают полноценным здоровьем, независимо от культурного уровня. В какой мере будут реализованы задатки, какого уровня способности сформируются на их базе, зависит от культурно-педагогических факторов.

На уроке, как считают Богоявленская Д.Б, Голубева Э.А, основная проблема - оптимально загрузить умственные способности, обеспечить безостановочное движение вперёд, поэтому необходимо разнообразить программу с учётом потребностей высоко одарённых детей.

Для создания программы необходимо знать: какими чертами обладают одарённые дети?

Бабаева Ю.Д, Лейтес Н.С, Марютина Т.М, Мелик-Пашаев А.А в основном выделяют 3 основные черты:

1.

Познавательная потребность.

а) активность- ребёнок постоянно ищет смены впечатлений, новую информацию. Чем больше он узнаёт, тем более ему хочется знать.

б) потребность в самом процессе умственной деятельности

в) удовольствие от умственного напряжения

2.

Интеллект.

Характеризуется конкретностью мышления и способностью к абстракциям.

а) быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленных устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью.

б) сформированность навыков логического мышления, стремление к рассуждению, обобщению, выделению главного, классификациям.

в) богатство словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций

3.

Креативность( творческость)

а) особый склад ума

б) установка на творческое выполнение задания

в) развитость творческого мышления и воображения