Актуальность проблемы полового воспитания в педагогике
Воспитание как процесс приобщения человека к историческому опыту в содержательной и целеполагающей основе всегда определяется ведущими потребностями общества. Изменение базовых социальных ориентиров неизбежно приводит к пересмотру и переоценке задач, направлений, форм организации воспитательной работы. Каждый исторический этап вносит свои коррективы в понимание отдельных звеньев педагогической системы на всех уровнях системы образования в целом. В современных условиях общественного развития особо остро встают проблемы социализации человека, приобщения его к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленным в культурно-историческом опыте поколений.
В ракурсе этих проблем важным направлением работы, задающим ориентиры на дальнейшее изучение новых аспектов вхождения ребенка в мир человеческих отношений, является половое воспитание. Традиционное понимание сути воспитательной работы, определяемое тезисом "Какая разница: мальчик или девочка, лишь бы человек был хороший", наглядно демонстрирующий идею "бесполой" педагогики, неумолимо уходит в прошлое. Вопросы половой идентификации и дифференциации, привлекающие в последнее время все больший круг психологов, находят отражение в педагогических исследованиях, обогащая арсенал направлений и содержание современной отечественной педагогики.
Проблема воспитания ребенка с учетом половых различий, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы c детьми дошкольного возраста, по значимости и актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов. Поиск истоков духовности человека, представляющей сегодня наибольший дефицит, неизбежно приводит к культурно-историческому прошлому, закрепленному в традициях разных народов, ориентированному на дифференцированный подход к детям разного пола. Проблема дифференцированного воспитания, в зависимости от пола ребенка, тесно связана с гуманизацией педагогического процесса, т.к. задает перспективы дальнейшего участия человека в общественной жизни, готовит к выполнению социальных ролей в обществе и семье.
Для современной постановки вопроса о разработке систем полового воспитания существует множество причин. Первая, как уже было отмечено, связана с отсутствием дифференцированного подхода к детям в соответствии с его половой принадлежностью. Вторая - общегосударственное невежество педагогов, родителей в вопросах сексуального просвещения детей, приводящее к стремительному росту числа внебрачного рождения, абортов, уголовных преступлений на сексуальной почве, к отсутствию ранней ориентации на выполнение социальной роли в жизни (отца, матери).
Значение процесса половой социализации правомерно подчеркивает И.С. Кон. Он отмечает, что не только семья, но и общество сверстников оказывают существенное влияние на половую социализацию ребенка, являясь "исключительно важным агентом половой социализации" /13, стр.,665/.
Важность воспитания качеств мужественности и женственности, начиная с дошкольного возраста подчеркивал выдающийся педагог Сухомлинский В.А., отмечая, что, уже в малыше-первокласснике и дошкольнике мужского пола нужно воспитывать настоящего мужчину" /15, стр.63/.
Психолог Никологорский С. говорит о том, что с "раннего детства на уроках физкультуры девочкам предлагают азартные игры и соревнования, которые не только создают излишнее нервно-психологическое напряжение, но и формируют культ силы, честолюбие, эгоизм, стремление постоянно соревноваться и состязаться, а не ухаживать, нравиться, помогать, сочувствовать" /14, стр.23/. Целое поколение воспитала "бесполая педагогика". Школа и вуз практически игнорируют специфику ролей мужчины и женщины и, воспитывая девушек в мужском стиле способствуют, таким образом, росту типично мужских черт.
Несмотря на существенную психологическую аргументацию положения о необходимости целенаправленной работы по полоролевой социализации ребенка дошкольного возраста, в педагогике традиционно эти проблемы поднимаются и решаются крайне редко. Анализ программ, концепций и нормативных документов показывает настойчивое обхождение этих вопросов, несмотря на имеющиеся научно обоснованные системы полового воспитания.