Практическое осуществление полового воспитания
Наибольший эффект в половом воспитании может быть достигнут при объединении усилий школы, семьи и общественности. В связи с этим родителям полезно знать общие принципы организации полового воспитания в нашей стране. Это поможет им лучше определять место и роль их собственных педагогических усилий.
Первый: высокая идейная направленность полового воспитания, определяемая его необходимостью и пользой для общества, тесная взаимосвязь с вопросами жизни человека, семьи.
Второй: единство воспитательных действий школы, семьи, общественности в половом воспитании, учет круга общения ребенка, источников его информации и путей воздействия на него.
Третий: полное использование всех воспитательных возможностей, учебных предметов, внеклассной работы, их преемственность и взаимосвязь.
Четвертый: неотделимость полового воспитания от общей системы нравственного воспитания, от всей учебно-воспитательной работы.
Пятый: целостность и систематичность воспитательных воздействий в интересах полового воспитания, их осуществление с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей ребенка на основе доброжелательности, понимания, уважения и требовательности.
В интересах полового воспитания педагогам следует использовать любые возможности, любые уроки, особенно гуманитарного профиля: литературу, историю, обществоведение. Например, рассказывая о классовой природе общества, о борьбе трудящихся, обязательно следует подчеркнуть, что в особенно тяжелом положении находились женщины, и объяснить, почему. Говоря о борьбе трудящихся за свое освобождение, необходимо подчеркивать значение борьбы за равноправие женщин, критиковать при каждом удобном случае недостатки обыденного сознания, неверное отношение к женщине.
В предметах биологического цикла следовало бы начинать изучение человека значительно раньше 8 класса, причем не с анатомо-физиологических особенностей, а с места человека в общей картине мира, с выявления специфики человека одновременно как части природы и особого, социального существа. Как справедливо писал В. А. Сухомлинский, «странно и непонятно, почему во время утверждения личности школа не дает человеку никаких знаний о нем, о человеке, в частности о том специфическом, что возносит человека над миром живого: о человеческой психике, мышлении и сознании, об эмоциональной, эстетической, волевой и творческой сфере духовной жизни. Тот факт, что человек, по существу, ничего не знает о себе, часто бывает источником большой беды, за которую обществу приходится дорого расплачиваться . Человек становится воспитателем самого себя, и тем в большей мере, чем глубже он познает человека и человеческое».