Неверные установки в половом воспитании
Собственническая установка нередко проявляется в стремлении руководить поведением ребенка во что бы то ни стало и в любой ситуации, принимать за него решения и т. д. Особенно наглядно это проявляется в сфере полового воспитания и особенно в случае возникновения у сына или дочери намерений жениться или выйти замуж.
Собственническая установка восходит к Домострою. Известно, что в течение долгого времени родители определяли, за кого выдать дочь, на ком женить сына, и часто против их воли. Иногда невеста видела жениха впервые лишь в церкви в момент венчания. Этот обычай был подорван, хотя и не уничтожен полностью, реформой Петра I, который считал, что неразумно выдавать женщину замуж против ее воли и необходимо, чтобы молодые заранее познакомились друг с другом. В J 702 г. с этой целью он установил обряд обручения, которое происходило за шесть недель до венчания.
Паническая установка
. Не зная особенностей сексуального развития ребёнка и считая его в норме абсолютно сексуально нейтральным существом, некоторые родители панически воспринимают любые проявления этого развития, рассматривая их как патологию. Многие со страхом реагируют и на вопросы ребенка, касающиеся половых отношений, так как склонны вкладывать в них свой смысл, искажать истинные интересы ребенка, преувеличивать степень его заинтересованности.
Заметив, что подросток занимается ипсацией, родители в ужасе начинают водить его по врачам, стараются запугать страшными последствиями «порока», создают обстановку нетерпимости. Настороженно и неодобрительно они относятся и к любым проявлениям интереса к представителям другого пола, считая, что лучший способ полового воспитания — изоляция подростка от сверстников другого пола или сведение контактов к минимуму. Однако опыт общения с представителями другого пола накапливается с детства, постепенно, и человек, лишенный такого опыта, всегда будет испытывать трудности в общении. Особенно это касается мальчиков, но имеет большое значение и для девочек.
Следует подчеркнуть, что половое воспитание — это выработка устойчивости, морального иммунитета к отрицательным влияниям, а не устранение их как таковых (что невозможно) или же полное неведение. Как справедливо было сказано, «невежество не есть невинность и не может быть защитником добродетели». Кстати, именно в неодобрительном отношении взрослых к проявлениям взаимного интереса мальчиков и девочек, юношей и девушек находится источник всех обидных прозвищ типа «жених и невеста», когда вполне нормальные ситуации и отношения выдаются за неприличные и детям навязывается соответствующее к ним отношение. Подобные прозвища учат детей видеть в приличном неприличное.
Родители часто уходят от ответа на вопросы ребенка или же дают ложные ответы, порой рассказывают глупые сказки. Однако все это очень скоро становится понятным ребенку — как в результате его собственных жизненных наблюдений и анализа, так и в результате разъяснений его товарищей, в глазах которых он, повторяя объяснения родителей, выглядит глупо. В итоге он привыкает к двойной морали: для родителей, «официально», он знает одно, для себя - другое, и характер его ответа на одни н тот же вопрос может оказаться разным, в зависимости от того, кто его спрашивает. Нравственно ли это?
Получая неверные ответы, ребенок перестает доверять родителям и за информацией обращается к другим источникам. «Оттого так и бывает,— писал В. Буш,— что он узнает целую кучу грязных подробностей, прежде чем имеет хотя бы приблизительное представление о действительном существе дела».