Использование пословиц и поговорок для обучения лексике.
Лексико-грамматическая насыщенность пословиц и поговорок позволяет использовать их не только при объяснении и активизации многих грамматических явлений, но и для обогащения лексического запаса. Пословицы и поговорки могут употребляться в упражнениях на развитие речи, в которых они используются в качестве стимула. Одну и ту же пословицу или поговорку можно интерпретировать по-разному. Поэтому, на основе данной пословицы или поговорки учащиеся учатся выражать свои собственные мысли, чувства, переживания, т.е. демонстрируют различные способы их размещения в речи. Поэтому, использование пословиц и поговорок на уроках иностранного языка развивает творческую инициативу учащихся через подготовленную и неподготовленную речь.
Знание английских пословиц и поговорок обогащает словарный запас учащихся, помогает им усвоить образный строй языка, развивает память, приобщает к народной мудрости. В некоторых образных предложениях, содержащих законченную мысль, обычно легче запоминаются новые слова.
Например, можно облегчить работу по запоминанию цифр, которая обычно вызывает трудность у обучаемого, призвав на помощь пословицы и поговорки, включающие в себя цифры:
A bird in the hand is worth two in the bush.
Two is company, three is none.
If two man ride on a horse, one must ride behind.
Rain before seven, fine before eleven.
A cat has nine lives.
Custom is a second nature.
Two heads are better than one.
Заучивание пословиц и поговорок не только развивает память учащегося, но и позволяет научиться адекватно отбирать лексические единицы и развивает эмоциональную выразительность речи.
Необходимость поисковых средств эквивалентного перевода выражений на родной язык развивает переводческие навыки и умения. К тому же, работа с пословицами и поговорками стимулирует интерес учащихся к работе со словарем.
Выводы по главе
II
.
1. Функциональные возможности пословиц и поговорок позволяют использовать их в практике преподавания английского языка. Использование пословиц и поговорок помогает учащимся в непринужденной игровой форме отработать произношение отдельных звуков, совершенствовать ритмико-интонационные навыки.
2. Использование пословиц и поговорок способствует автоматизации и активизации многих грамматических явлений.
3. Пословицы и поговорки развивают творческую инициативу, обогащают словарный запас учащихся, помогают усвоить строй языка, развивают память и эмоциональную выразительность речи.
Фрагмент плана урока по обучению устной речи на английском языке с использованием пословиц и поговорок в 8-10 классах средней школы
Работа над первой главой.
Этапы, их цели, упражнения |
Речь учителя |
Речь учащихся |
Примечания |
I. Презентация лексического материала. Цель: формирование речевых лексических навыков Вступительная беседа учителя с учениками |
Dear friends! Our lesson is devoted to English proverbs. Proverbs are the wisdom of the people whether they are English, French a Russian. You know that most of the proverbs in different languages are quite similar: they express the same ideas. Proverbs teach us about life, they explain how to choose friends, that is right and wrong in people's behavior and so on. I believe you know a lot of proverbs but I'd like to refresh some of them in your memory. Today we are going to take 4 proverbs. Open your books on Page 4. Lena, read, please, the English and the Russian variants. Olya, please. Thank you, Olya. |
L.: All is well that ends well. Все хорошо, что хорошо кончается. As quo make your bed, so must lie on it. Как постелишь, так и поспишь… О.: Out of sight, out of mind. С глаз долой – из сердца вон. To kill two birds with one stone. Убить двух птиц одним камнем… | |
II. Закрепление лексического материала. Цель: формирование и совершенствование продуктивных и рецептивных лексических навыков. | |||
Упр. № 1. Использование пословиц в соответствии с контекстом. |
Now, let's do Exercise I. You can use the dictionary. Sasha, read please the first point. Thank you, Sasha. Now let's translate it. Look up the unknown words in the dictionary. Sveta, translate, please. Good of you. Lena, read the second point, please. |
S.: "Oh, dear, I've caused you so much trouble", said George. "I feel bad". "All is well that ends well", said Antonia. S.: "О, дорогая, я причинила тебе столько беспокойства" . |
Работа с англо-русским словарем. |
Упр. №2. в проверке понимания прочитанного |
Now we' shall listen to a short story. You should find the proverb, which makes the best ending to it. Zhenya, begin, please. Well, that is the best ending to this text? Yes, you are quite night. |
Zh: A clever answer a boy once went . P1: As you make your bed, so you must lie on it. |
Дети читают по очереди текст и выбирают пословицы с связи с предложенным текстом. |
Упр. №3. В переводе пословицы с русского на английский. III. Самостоятельное употребление пословиц и поговорок в различных ситуациях. Цель: развитие умений монологической и диалогической речи. |
Now, let’s render the following Russian proverbs into English. Olya, begin, please. Thank you. Sasha, continue, please. |
O: С глаз долой – из сердца вон. Out of sight, out of mind. S: . | |
Упр № 4 а) В восприятии и общем понимании содержания диалога. |
Now, let’s read the dialogue. You should find the English proverb in it. So, Katya, read the father’s part, and Oleg – the son’s one. What proverbs is used here, Ann |
K: I say, John, what have you learn at college? O: Oh, many things . A: As you make your bed, so you must lie on it. | |
б) в составлении диалогов по аналогии с текстом диалога-образца. |
Now, using one of the proverbs of Step 1, make up a dialogue of your own. Olya and Sasha will take the first proverbs, Lena and Katya the second, Oleg and Sveta the third and Roman with Sergey will take the last one. Olya and Sasha, begin, please. |
O: You say, Sasha, what happened to you yesterday? S: Oh, very sad things . |
Дети составляют небольшие диалоги, используя пословицы. |
Упражнения в монологической речи на основе текста. Упр. № 5. В высказывании учащихся с опорой на логико-синтаксическую схему. |
Use the proverbs in situations of your own, the expressions in brackets will help you. Let’s read the modal at first. Kolya, please. Lena, you situation, please Good of you, Lena. And now I want to listen to Anya. |
K: Nick spent his summer at his grandmother’s . L: Yesterday Vova watched TV all the evening. And before it he had played football after the lessons. So he prepared lessons badly. In the morning he managed to cope homework from his friends. But he hadn’t learnt the rules. As the result he got a bad mark. And with the sad face he went home. As you make your bed, so you must lie on it. A: . | |
Упр. № 6. В предъявлении развернутого ответа на вопрос |
Let’s read the following text. You should answer the questions using one of the proverbs of Step 1. Oleg, read, please. So, why did Mrs. Reed want to sand Jane to a school of poor girls? Sveta, please. |
O: Jane Eyre . S: I think, that Mrs. Reed wanted to send Jane to the school because . | |
Упр. № 7. В описании ситуативных картинок к тексту |
Look at the pictures and tell the story using the proverbs “Out of the sight, out of the mind”. Let’s read the model at first. Sergey, begin, please. Now tell your own stories. Sveta, begin, please. |
S: It’s eight o’clock S: One day a mother leaves for her work . |