Введение
В наше время люди все больше и больше начинают отдаляться от Бога, неверие в Бога становится явлением общепризнанным и общераспространенным, равнодушие к религии считается нередко признаком хорошего тона, а полное безверие — признаком образованности. По мнению священника А. Гиляревского, в наше именно время более чем когда-либо необходимо рассказывать о пользе религии, о том, что знание христианских законов помогает человеку сохранить чистоту души и тела. Это поможет направить в нужное русло дело воспитания и образования подрастающего поколения. В наше время так много примеров разгульного и безнравственного поведения юношей и девушек. На наш взгляд, это происходит из-за недостаточности домашнего воспитания и нежелания или неумения родителей донести до сознания ребенка основных христианских законов [5:409].
Сплошь и рядом распространен, так называемый, атеистический гуманизм, который исповедует немалое число родителей, воспитывающих своих детей. Его можно сравнить с замком на песке, потому что духовным фундаментом, в данном случае пренебрегают. Дунул ветер и замок.… Вот как описывает актуальность воспитания детей в христианской семье и в духе Веры христовой и Благочестия Д.А. Авдеев.
По его мнению, дети слышат запреты и увещевания, но им до конца не понятно, почему нельзя обманывать или брать чужое, почему необходимо слушаться родителей и многое другое. О Боге и о грехе деткам не рассказывают. В школе, в армии, лицее или институте от этого гуманизма остается все меньше и меньше. «Совесть без Бога есть ужас», — писал Ф.М. Достоевский. Душа, неочищенная покаянием, становится плохим советчиком. Верить ей опасно. Вывод таков: воспитание детей в духе подлинного благочестия невозможно без Веры, без Господа Иисуса Христа. Только от благодати Божией душа человека очищается, просвещается и вразумляется [4:128].
По материалам В. Зеньковского, в современном обществе, в котором так сильно распространено безверие, психическая потребность религии удовлетворяется целым рядом суррогатов. Эта психическая неустранимость религии лучше всего свидетельствует о том, что религия является глубокой и внутренне необходимой функцией нашей души [3:220]. Поэтому функция семьи и церкви — религиозное настроение естественным образом с самого раннего детства.
Кроме этого, данная тема актуальна еще и потому, что многие родители не знают, как воспитывать детей в духе христианской веры. По данным исследований А. Стрижёва, сплошь и рядом родители сообщают детям такие религиозные понятия, которые они не воспринимают или слабо воспринимают, — как нередко в наше время впадают в другую крайность — ничего не сообщают детям, воображая, что оставление детей в религиозном вакууме будто бы охраняет «естественное» развитие души. Нередко родители превращают Божество в детских глазах в какую-то карательную инстанцию; родители учат не любви к Богу, развивают не творческое устремление детской души к Тому, Кто все создал и все сохраняет, а развивают страх перед Богом. Это необычайно вредно отзывается на детской душе и имеет свое образное отражение. [8:124].
Мы считаем, что в семье должно присутствовать и светское и религиозное воспитание. Поскольку живем мы в светском обществе, учимся в светских школах, работаем на предприятиях, в учреждениях, где царят порой несправедливость, обман, зависть и т.п. Все мы встречаемся с этим в своей жизни. Если человек с раннего детства знаком не только со светскими религиозными устоями, то у него есть право выбора как лучше поступить и по какому пути пойти в своей жизни.
Поэтому очень важно освящать эту тему, так как, несмотря на достаточно большой круг источников, данная тема остается актуальной.
Цель данной работы — дать анализ семейного православного воспитания детей.
Задачи данного исследования:
1. Изучить воспитание детей первыми христианами.
2. Исследовать православное воспитание детей в дореволюционной России и семье Николая II.
3. Выявить условия воспитания первоначальной веры в Бога в духе веры Христовой и Благочестия.
4. Определить черты характера, которые воспитывает православная семья в ребенке.
5. Дать анализ воспитанию мальчика-христианина.