Православное воспитание детей в дореволюционной России и семье
В деле воспитания и образования нужно считаться со свойствами и качествами данного народа. Русский народ совершенно своеобразный и особенный. Воспитать — значит внедрить в человека известные душевные качества, воспитать в национальном духе — значит внедрить в человека такие душевные, духовные и даже физические свойства, которые присущие и свойственны той или другой народности. Каждая народность имеет свои особенности, и дети ее должны быть так воспитаны, чтобы они смогли легко, свободно и без опасности переносить все условия данного климата, сохранить дух той религии и государственных устоев, в которых живет та или другая народность. Воспитание должно соответствовать истории, характеру и особенностям данной народности.
В семье, ведя друг с другом разговоры, люди невольно воздействуют друг с другом, люди невольно воздействуют друг друга. Желая воспитывать детей в национальном духе, мы в своей семье сами должны быть (примером) для них примером уважения преданности и любви к своей родине и ко всему родному.
В допетровские времена образование и воспитание находилось в ведении Церкви и духовенства, а потому были и национальные и религиозные и высоконравственные.
Петр I обращается внимание как на обучение полезным знаниям, так и на религиозное и нравственное просвещение народа, причем Церквам и духовенству поругалось следить за этим делом. С того же времени начинается заведение и домашнего воспитания и образования, преимущественно в домах дворянства и аристократии. Для этого выписывались воспитатели из Франции, Швейцарии и проч.
Обучение и воспитание при Петре и при Екатерине II отличались духом патриотизма и были строго национальны. Это давало возможность получить для самостоятельной жизни и полезной общественной жизни людей, бодрых духом и телом, любящих свой народ и свой отечество, преданных учению Православной веры своей Верховной власти и законному Правительству.
В царствование императрицы Екатерины II произошли возврат русских областей Белоруссии и Литвы. Мудрая царица вполне основательно предусмотрела, что только школы русские и православные могут укрепить наших братьев в вере Православной, и в преданности Родине и престолу.
Большой вред русскому народу и русскому государству был нанесен в царствование императора Александра I, когда всемогущим владыкой в деле просвещения был поляк Адам Чарторыйский.
При Александре II все это продолжалось и только Александр III ясно и определенно повел чисто русскую национальную политику. С этой поры можно точно сказать, чего Россия хочет, и что она преследует в деле воспитания и образования народа. По исследованиям А.Н. Стрижева, народная православная религия есть то начало, которое объединяет нас русских, в одно нераздельное целое. После Бога, отца и матери, набольшая любовь должна проявляться к своему народу и своей родине [1:382-400].
Самым ярким примером воспитания в духе Православия детей в царское время может служить семья Императора Николая II. Вот что написал он 12 августа 1904 г. в своем дневнике: «Великий, никогда не забываемый день, когда милость Божия так ясно посетила нас. В час дня Аликс (Императрица Александра Федоровна) родила мальчик, который назван Алексеем». Так долго ожидаемый мальчик, наследник Российского престола, родился в полдень жаркого летнего дня.
Радости императора и императрице не было предела: в царскую семью вошел сын, Престолонаследник. Царевич Алексей был с золотыми кудряшками и голубыми глазами, очень красивый младенец.
Алексей начал делать первые шаги, однажды споткнулся и упал, на его ручках и ножках появились маленькие синяки, которые через несколько часов выросли в темно-синие опухоли. Стало ясно: под кожей кровь не свертывалась. У Алексея была страшная болезнь — гемофилия, унаследованная им от матери. На лице императора поселилась непроходящая печаль. Царская Семья большую часть времени стала проводить в Царском Селе под Петербургом. Живя в роскошных дворцах, Царская Семья вела весьма тихую и скромную жизнь. Дети императора Николая II воспитывались строго. Все они, за исключением больного царевича, спали на жестких походных кроватях. Каждое утро принимали холодные ванны. Днем по много часов учились и занимались рукоделием. У них буквально не было ни одной свободной минуты. Сам Государь вставал в 7 утра и после завтрака уходили в свой кабинет, где работал дотемна. Когда работы было не так много, Николай II любил ездить на прогулки верхом, проезжая через многочисленные окрестные деревни. Здесь император не упускал случая побеседовать с крестьянами об урожае, о заготовках на зиму и крестьянских нуждах. Иногда крестьяне, заранее зная о том, что Государь поедет через их село, собирались кучками у дороги и высказывали Николаю II свои просьбы или передавали письма. Во всех случаях император давал распоряжение помочь крестьянам.