Воспитание первоначальной веры в Бога в духе веры Христовой и Благочестия
В наше время, когда неверие в Бога стало явлением общепризнанным и общераспространенным, когда равнодушие к религии считается нередко признаком хорошего тона, а полное безверие — признаком образованности, в наше именно время необходимо рассказывать о пользе религии, о том, что знание христианских законов помогают человеку сохранить чистоту души и тела. Это поможет направить в нужное русло дело воспитания и образования подрастающего поколения. В наше время так много примеров разгульного и безнравственного поведения юношей и девушек. В чем же заключается причина такой испорченности и нравственной распущенности молодых людей нашего времени? Как мы видим, это происходит из-за недостаточности домашнего воспитания и нежелания или неумения родителей донести до сознания ребенка основных Христианских Законов.
Весьма многие из современных родителей стараются воспитывать своих детей так, чтобы их них вышли светские люди. С этой целью приучают детей следовать требованиям моды в своей внешности и образе жизни, приучают детей к изящным манерам и сообщают им такие знания, которые давали бы возможность детям с достоинством держаться в светском обществе. Нельзя сказать, чтобы подобное воспитание не имело некоторых хороших сторон. Но опасность, соединяющаяся с подобным воспитанием, заключается в том, что многие родители стремятся приготовить из детей своих только светских людей, и этим, несомненно, готовят своим детям печальное будущее.
При таком воспитании дети неизбежно усваивают вместе с хорошими много дурных привычек только потому, что без них нельзя обойтись в светском обществе. В особенности при подобном воспитании, дети весьма часто усваивают одну светскую внешность, один светский лоск, причем, самая душа-то его их не приобретает никакого нравственно-доброго направления, характер остается без всякого благородства.
Так как светская жизнь требует более или менее значительных денежных расходов, то многие родители прилагают все заботы к тому, чтобы обеспечить своих детей в материальном отношении. Родителям кажется, что дети их будут счастливы, если не испытают тех лишений, которые пришлось им самим испытать. Но в действительности происходит по большей части совершенно обратное: юноши, которых воспитывали только для светской жизни, выносят из своего воспитания такую ненасытную жажду к удовольствиям, которая быстро поглощает родительские наследственные капиталы. Многие из подобных людей доходят до полной потери человеческого достоинства, так что уж не только Бога не боятся, но и людей не стыдятся.
Другие из современных нам родителей все заборы прилагают к тому, чтобы воспитать из своих детей людей образованных, чтобы их дети приобрели основательные и обширные научные знания, окончили курс в каком-нибудь среднем или даже высшем учебном заведении. Подобные заботы родителей весьма похвальны, но худо то, что всего менее обращается при этом внимания на воспитание детей в духе веры Христовой и началах нравственно-благочестивой жизни. Они беспредельно предаются избранной им деятельности, исполнению принятых на себя обязанностей. Но незаметно для них самих, соблазны, один другого обольстительнее, уже начинают окружать их и тянуть к себе обещанием различных удовольствий. Будет ли человек, не верующий в Бога, бороться с окружающими его соблазнами? Конечно, нет. Жизнь представляет многочисленные примеры того, как самые великие ученые, самые образованные люди коснеют в отвратительных пороках, предаются самым грубым страстям: корыстолюбию, пьянству, разврату и т.п., или потому, что не хотят, или потому, что уже не в силах бороться с покорившею их себе порочной страсть, потому что для борьбы с этой последней нужна не только воля твердая, сильная, но, главное, воля, окрепшая в нравственно-добром направлении и подкрепляемая благодатной помощью свыше. Но такую волю может иметь только истинный христианин ,потому что христианское воспитание вселяет в сердце страх Божий, которое удерживает человека от порока и приучает жить добродетельно, а самое важное — вера Христова ниспосылает в молитве и святых таинствах благодатные силы, «яже к животу и благочестию» (для жизни и благочестия) (2 Петр 1,3), дающие человеку крепость в борьбе с искушением и помогающие преуспевать в жизни нравственно-благочестивой.