Общепрактические принципы организации внеклассной работы по русскому языку
Применение принципа научности обучения языку предполагает сообщение учащимся только таких сведений о языке, которые прочно установились в современной лингвистической науке; освещение этих явлений в их взаимосвязанности и развитии. Соблюдение принципа научности требует не превращать внеклассную работу по предмету в род забавы, развлечения. Любой материал, если даже он подается в необычной, неожиданной форме, должен соответствовать научным данным. Научные сведения, адаптируемые с учетом возрастных особенностей учеников (действует принцип доступности), преподносятся на внеклассных занятиях без искажения и излишнего упрощения.
Когда говорим о принципе доступности, речь идет о соответствии объема, сложности и темпа изучения реальным возможностям обучаемых в зоне их ближайшего развития. Доступность «нужно понимать не как упрощенчество, а как меру посильной трудности» [59, C.110], но усложнение учебной нагрузки должно быть последовательное, вызывающее движущую силу учения и использования познавательных возможностей и способностей обучаемых. Материал, отбираемый для внеклассной работы, может несколько выходить за рамки программных требований, но ни в коем случае не должен превышать возрастные возможности детей.
Реализация принципа преемственности и перспективности в обучении вообще и русскому языку в частности – одна из важнейших проблем, стоящих перед методической наукой и учителями-практиками. Учитывая задачи нашего исследования, остановимся на более подробном рассмотрении сущности данного принципа.