Методические принципы организации внеклассной работы
Особо следует остановиться на принципе занимательности. Этот принцип находит свое выражение, прежде всего в разнообразии и вариативности форм внеклассных занятий, методов и приемов работы. Внеклассная работа не терпит шаблонности, трафаретности, безликости, ей противопоказаны тесные рамки со строгими регламентациями. То же следует сказать и о структуре внеклассных занятий. Развитие творческих возможностей учеников требует более гибкой структуры, подчинения включаемого материала теме занятия.
Принцип занимательности проявляется и в выборе конкретных приемов, заданий, лингвистических игр и т.п., позволяющих с большей эффективностью добиться поставленной цели: привлечь внимание учащихся к определенной проблеме, настроить их на углубленное ознакомление с ней, обогатить их новыми знаниями и так далее.
На внеклассных занятиях широко используются игровые способы обучения, элементы драматизации, опыт личного творчества учащихся. Все это, способствуя успешной реализации принципа занимательности, порождает у учащихся естественное желание узнать как можно больше нового из области лингвистики.
Чтобы добиться надежного эффекта использования занимательности, как справедливо замечает Г.И. Щукина, «необходимо, во-первых, правильное понимание занимательности как фактора, определенным образом влияющего на психологические процессы, а во-вторых, предельно ясное осознание учителем цели ее использования в каждый данный момент, потому что назначение занимательности в учебном процессе может быть очень многообразным» [60, C. 33]. Во внеурочной работе она нередко выступает первоначальным толчком в появлении познавательного интереса, может быть средством для лучшего запоминания трудного материала, являясь опорой эмоциональной памяти, создает эмоциональный фон всему занятию.
Все указанные принципы во внеклассной работе имеют разную силу, но одному из них не должно оказываться предпочтение. При организации внеклассной работы следует опираться на них в совокупности.