Вопросы обязательной программы на внеклассных занятиях
Объем выносимого на внеклассные занятия программного материала (идет ли он в том же варианте, что и на уроке, отличаясь лишь формой подачи; расширяется ли он за счет новых сведений исторического или функционального характера; занимает ли он одно занятие или требует целого цикла и др.) определяется самим учителем вне зависимости от избранного направления – теоретического или прикладного. Имея в виду конкретное содержание внеурочных занятий, следует подчеркнуть право каждого педагога выбирать из соответствующего круга проблем те вопросы, которые являются в данный момент наиболее важными для совершенствования умений и навыков учащихся. В данном случае важно обеспечить полную преемственность в содержании материала между классными и внеклассными занятиями, с одной стороны, и между возрастными группами учащихся или классами – с другой.
Необходимость совмещения во внеклассной работе интересных, с точки зрения учеников, тем и таких разделов, которые далеки от их лингвистических интересов, предполагает разные подходы к сочетанию привлекательных и непривлекательных элементов в избранном направлении.
Во-первых, опорой на внеклассных занятиях может быть привлекательная для детей тема, в которую включаются те или иные программные вопросы, например, «История письменности и русская орфография», «грамматика и стилистика», «Образование слов и их этимология» и др.
Во-вторых, некоторые, особенно интересующие детей явления (например, происхождение слов) могут быть представлены в любой избранной теме, выступая обязательным компонентом занятия и являясь одной из таких его точек, которые вызывают интерес к работе в целом. Так, трудно себе представить без этимологических справок занятия и по истории письменности, и по орфографии, и даже по грамматике. Компонентами занятия, выполняющими ту же функцию, становятся также экскурсы в историческую грамматику, стилистические наблюдения, решения задач по культуре речи.
В-третьих, избранная тема может быть одним из аспектов того или иного программного раздела, то есть рассматривается более узко, но раскрывается значительно глубже, охватывая разные стороны изучаемого явления. Например, тема «Заимствованные слова в руссом языке» включает вопросы: происхождение иноязычных слов, время их заимствования, адаптация в русском языке, особенности употребления в разных стилях, произношение и правописание. Из темы «Словообразование» может быть взята для углубленного изучения лишь одна морфема, например суффикс. И т.д.
Такой подход в отборе материала для внеклассных занятий позволяет максимально удовлетворить интересы школьников, способствует активному накоплению учащимися разнообразных языковых впечатлений, эффективному усвоению знаний, приобретению прочных умений и навыков.