Совместное изучение сложения и вычитания, умножения и деления
Стало быть, понятие «умножение» приобретает богатое содержание: оно не только результат сложения равных слагаемых («обобщение сложения»), но и основа, исходный момент деления, которое, в свою очередь, представляет «свернутое вычитание», заменяющее последовательное «вычитание по 2»:
Смысл умножения постигается не столько при самом умножении, сколько при постоянных переходах между умножением и делением, так как деление есть завуалированное, «измененное» умножение. Это и объясняет, почему выгодно впоследствии изучать всегда одновременно умножение и деление (как табличное, так и внетабличное; как устное, так и письменное).
Первые уроки по одновременному изучению умножения и деления должны быть посвящены педантичной обработке самих логических операций, всячески подкрепляемых развернутой практической деятельностью по собиранию и раздаче различных предметов (кубиков, грибов, палочек и т. п.), но последовательность развернутых действий должна оставаться одной и той же.
Результатом такой работы и будут таблицы умножения и деления, записываемые рядом:
по 2*2=4, 4:по 2=2,
по 2*3=6, 6:по 2=3,
по 2*4=8, 8: по 2=4,
по 2*5= 10, 10: по 2=5 и т. д.
Таким образом, таблица умножения строится по постоянному множимому, а таблица деления — по постоянному делителю.
Полезно также предложить учащимся в паре с данной задачей структурно противоположное упражнение по переходу от деления к вычитанию равных вычитаемых.
В повторительных упражнениях полезно предлагать задания такого вида: 14:2==.
Изучение деления на равные части. После того как изучены или повторены совместно умножение числа 2 и деление по 2, на одном из уроков вводится понятие «деление на равные части» (третий вид задачи первого цикла).
Рассмотрим задачу: «Четыре ученика принесли по 2 тетради. Сколько всего тетрадей принесли?»
Учитель объясняет: по 2 взять 4 раза — получится 8. (Появляется запись: по 2*4=8.) Кто составит обратную задачу?
Выполняя умножение, мы собирали тетради. Что будем делать при делении по два?
8 тетрадей раздали по 2 тетради каждому ученику — получится 4 (тетрадей хватило 4 ученикам).
Появляется запись:
по 2т. *4 = 8 т.; 8т. : по 2 т. = 4 (ученика).
На первых порах надо пользоваться подробной записью чисел с наименованиями (в делимом, делителе и частном).
Теперь составим третью задачу: «8 тетрадей надо раздать поровну четырем ученикам. По сколько тетрадей достанется каждому?»
Вначале деление на равные части также следует демонстрировать на основе реальных манипуляций с предметами.
Стало быть, понятие «умножение» приобретает богатое содержание: оно не только результат сложения равных слагаемых («обобщение сложения»), но и основа, исходный момент деления, которое, в свою очередь, представляет свернутое вычитание, заменяющее последовательное «вычитание по 2».