Последовательность действий преподавателя при формировании грамматических навыков.
Выбор конкретных приемов и упражнений предопределяется следующими факторами:
— характером данной структуры;
— степенью совпадения значения данной структуры с соответствующей в родном языке;
— целевой установкой;
— наличием речевого опыта у обучаемых;
— возрастными особенностями обучаемых;
— этапом обучения.
При составлении условно-речевых и речевых упражнений следует учитывать такие требования к ним:
— Установка к упражнениям имитирует речевую задачу говорящего и направляет высказывание в нужное функциональное русло.
— Мотивированным должно быть само речевое действие и включение в него изучаемой структуры.
— Упражнения обеспечивают многократное разнообразное повторение изучаемой формы в вариативных ситуативных условиях.
— Каждая фраза является коммуникативно ценной, сочетание реплик должно быть разнообразным и естественным.
— Содержание высказываний должно быть информативно, интересно и значимо для обучаемых.
— Упражнения строятся на усвоенной лексике и не должны содержать дополнительных грамматических трудностей.
— Последовательность выполнения упражнений соответствует стадиям формирования грамматических навыков.
В комплекс грамматических упражнений для овладения конкретным явлением необходимо включать упражнения для ознакомления с ними, их тренировки и применения. По характеру эти упражнения являются языковыми, условно-речевыми и речевыми, по способу выполнения —имитационными, подстановочными и трансформационными.
8. Определение форм, объектов контроля и выбор контролирующих упражнений.
Формы контроля грамматических навыков могут быть устными и письменными, под руководством учителя и с помощью дисплея, традиционными и тестовыми.
Объектами контроля должны быть навыки и умения обучаемых практически пользоваться языком как средством общения. В навыках проверяется способность оперировать единицами языка (грамматикой) в речевой деятельности, то есть способность производить автоматизированные действия с грамматическим материалом. Показателем сформированности грамматических навыков выступает быстрота и безошибочность в употреблении грамматики в коммуникативно ориентированных упражнениях.
Контроль должен занимать минимальное количество времени и охватывать максимальное количество обучаемых. С учетом этого не рекомендуется в ходе текущего контроля привлекать новые, незнакомые типы заданий. Следует использовать упражнения (задания), которые наиболее адекватно позволяют выяснить то, что конкретно интересует преподавателя на данном этапе обучения.
Выводы:
§ При ознакомлении с грамматическим материалом необходимо выявление преподавателем трудностей связанных с усвоением грамматического материала, определение формы организации ознакомления с ним, подбор опорных грамматических явлений с учетом типологических трудностей изучаемого материала, выбор адекватного методического подхода к изучению с учетом контингента обучаемых, отработка комментариев, формулировок или вопросов к изучаемому явлению, выбор терминологии.
§ Текст грамматического правила должен базироваться на принципах функциональности и коммуникативности. В связи с этим правило должно быть: функциональным, раскрывающим свойства и особенности явления, операционно-адекватным, достаточным, наглядным, прямо сформулированным, ясно изложенным.