Развитие музыкального образования в России.
В России интерес к вопросам музыкального воспитания детей родился примерно в последние десятилетие 18 века. В дальнейшем этот интерес углублялся и рос в среде прогрессивной русской интеллигенции. Музыкальное воспитание связывалось с общими культурными и нравственными вопросами.
Мысль о значении музыкального воспитания одним из первых высказал Н. Новиков - просветитель, педагог и писатель- сатирик конца 18 века. Он считал, что без помощи искусства невозможно «воспитать и образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами».
В высказываниях Белинского четко выражено его отношение к музыкальному искусству и проблеме музыкального воспитания:
« Кто откликается на одну плясовую музыку, откликается не сердцем, а ногами; чью душу не томит, чью душу не волнует музыка; кто видит в картине только галерейную вещь, годную для украшения комнаты и дивиться в ней одной отделке; кто не любит стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе сказку, годную для занятий от скуки - тот не человек».
А как полюбить все это? Белинский отвечает определенно:
« В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного как один из первейших элементов человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе - тем лучше».
Отдавая должное формирующему влиянию окружающей среды, русские мыслители вместе с тем признавали существенное значение природных задатков и наклонностей. Считали, что необходимо их чутко распознавать и бережно выращивать.
Одним из первых в России предпринял практические шаги в деле музыкального просвещения и образования Владимир Федотович Одоевский - выдающийся русский музыкальный ученый и публицист, и общественный деятель.
В многочисленных, талантливо написанных статьях, Одоевский выступал активным популяризатором и пропагандистом выдающихся достижений русской музыкальной классики.
Одоевским же были высказаны важнейшие мысли о роли окружающей среды, с первых лет жизни воздействующей на формирование ребенка:
« Занимайтесь ребенком, или не занимайтесь, но с четырех лет он уже воспитывается, то сам с собой и всем окружающим: словами, которые вы произносите, не думая, что они им были замечены, вашими поступками, даже неодушевленными предметами, которые случайно находятся вокруг него. Все на него действует и оставляет неизгладимое впечатление в его душе - правильное это зависит от случая и обстоятельств, в которые ребенок поставлен».
Замечательное высказывание Одоевского можно в полной мере отнести к музыкальному развитию детей, которому Одоевский придавал чрезвычайно большое значение. Он считал музыку «Важнейшим элементом как в человеке, так, следовательно, и в общественном организме».
Огромное значение придавал эстетическому воспитанию основоположник русской педагогической науки, талантливейший педагог - практик К. Ушинский. В школе определяется лицо будущей России - эта мысль нашла выражение в известных словах К. Ушинского: « Запоет школа - запоет вся страна».
Среди наиболее видных и последовательных поборников детского музыкального воспитания в России конца 19 века можно назвать Е. Альбрехта, К. Вербера, В. Гутора, В. Корганова, А. Маслова, В. Шацкую, представителей славной семьи Гнесиных.
В их работах подчеркивается общественное значение музыкального воспитания, говориться о необходимости обязательного повсеместного и общедоступного музыкального образования, которое сможет выявить и развить скрытые таланты.
Главную задачу музыкально - педагогических учреждений В.Корганов, как и другие авторы, видит в распространении музыкального образования в обществе.
Начало 20 века приносит интересный и ценный опыт в практической музыкальной педагогике. Появляются первые методисты- практики школьного музыкального воспитания. Издаются целевые сборники для школьно пения, учебные пособия и методические руководства.