Преемственность дошкольного и начального школьного музыкального воспитания.
Выше мы рассмотрели начальное школьное и дошкольное музыкальное воспитание детей, из всего выше перечисленного мы можем сделать вывод, что школьное начальное воспитание и дошкольное музыкальное воспитание тесно связаны между собой, прежде всего тем, что музыкальные занятия в детском саду готовят ребенка к урокам музыки в школе.
Большое значение имеет первый урок в 1 классе, поскольку первые впечатления обычно более сильны. Дети задолго готовятся к тому, они начнут учиться в школе, ждут этого события, и все их внимание и интересы направлены на учителя. Необходимо тщательно продумать содержание первого урока, который многим отличается от музыкального занятия в детском дошкольном учреждении, прежде всего тем что в школе на уроке формируется дисциплинированность, а детском саду было больше свободы действий, в школе урок музыки тесно связан с другими предметами.
Учителю целесообразно предварительно познакомиться с составом первого класса: выяснить, из детсада или из семьи пришел тот или иной ребенок. Обычно детсадовские дети привыкли к коллективу, не дичатся, многие из них на музыкальных занятиях в детском саду познакомились с некоторыми произведениями, включенными в школьную программу. Зная, хотя бы примерно уровень предварительной музыкальной подготовки детей, учитель соответственно строит свой урок; если в него входит что-то уже известное детям, то важно это известие преподнести в новом свете, в свете требований и задач школы. Иначе дети могут быть разочарованы: ничего нового и интересного в школьном уроке музыки нет.
Важно с первых уроков вызвать у детей интерес и желание заниматься музыкой, помощь в этом может оказать опора на опыт музыкально воспитания и опыта приобретенного детьми в детском саду, и раскрытие перед ними дальнейшей перспективы.
Приступая к планированию урока в школе, учитель должен иметь ввиду некоторые общие моменты, характерные именно для этого возраста. Поэтому хотя абсолютно одинаковых классов не может быть, как не может быть абсолютно одинаковых двух людей, учитель, зная общие моменты, все же имеет определенную опору, основу для построения учебно-воспитательного процесса в каждой возрастной группе.
Ни одна проблема, выдвигаемая к музыкальному воспитанию дошкольников и не снимается для младших школьников. Эти проблемы получают дальнейшее развитие, появляются и новые. Все они связаны с изменившимися возрастными особенностями детей, качественно иным их взаимоотношения с жизнью.
В музыкальном воспитании школьников и дошкольников можно выделить еще такой момент как развитие чувства ритма у детей. Чтобы развить у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать и такой педагогический материал, как игры со словом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодичный напев.
Взрослый, не владеющий игрой на музыкальном инструменте, с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями. Текст игры можно не заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие - это выразительное, как бы на распев, ритмичное произнесение текста.
Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.
На протяжении многих лет мы дискутируем: среди специалистов есть педагоги, хорошо разбирающиеся в музыкальном воспитании дошкольников; это с одной стороны, с другой - есть специалисты и по музыкальному воспитанию детей в школе. Школьные учителя утверждают: «Трудно работать с первоклассниками, так как они не могут назвать подчас ни одного композитора, не знают песен, которые разучивали в детском саду». Воспитатели в свою очередь считают: «У нас дети учились петь, танцевать, а в школе - только один урок музыки».
К сожалению, приходится констатировать: правы и те, и другие. Редкое совпадение, когда ребенок, получив полноценное музыкальное образование в детском саду, попадает в не менее благоприятную музыкальную среду школы. Причем взаимодействие между музыкальным руководителем детского сада и учителем музыки в школе практический работник видит в преемственности работы всего того, что накоплено в музыкальном воспитании ребенка на предшествующем этапе.