Применение дидактических принципов в трудовом и профессиональном обучении
Учитель должен знакомить школьников с объективными научными фактами, понятиями, закономерностями, теориями, с современными достижениями науки, применением ее в производстве, привлекая их самих к активной познавательной деятельности, к овладению ее методами.
Одна из важных и постоянных задач педагогики — это приведение содержания и методов обучения в соответствие с изменениями в науке, технике и производстве. В связи с этим обновляются учебные программы, из них исключается устаревший материал. Однако, как правило, изменения происходят быстрее и чаще, чем это отражается в содержании программ и учебных пособий. Поэтому учителям необходимо самим проявлять инициативу и творчество, чтобы знакомить школьников с научно-техническими новинками, приемами и методами труда новаторов. Это позволит учащимся в будущем лучше приспособиться к современному производству, частым изменениям, происходящим в нем, к работе в условиях рынка труда и профессий. Например, знакомя школьников с методами раскроя ткани, необходимо рассказать о современных достижениях по моделированию, конструированию одежды, основанных на применении микропроцессорной и лазерной техники.
Однако далеко не со всеми новейшими сведениями нужно и возможно знакомить учащихся. И учителям, и разработчикам программ следует тщательно отбирать такие сведения, оценивая их с точки зрения следующих требований: соответствие прогрессивным и наиболее устойчивым тенденциям в развитии науки, техники и производства; доступность для понимания учащимися; возможность усвоения в школьных условиях.
Связь с практикой, жизнью.
Трудовое обучение призвано играть важную роль в обеспечении будущей социальной защищенности, выживаемости учащихся в условиях рыночной экономики, конкуренции на рынке рабочей силы. Оно должно помочь им в профессиональном самоопределении, в адаптации после окончания школы к обучению в профессиональном учебном заведении или самостоятельной работе в условиях многоукладной экономики.
Из этого дидактического принципа вытекает необходимость, во-первых, соответствия целей и содержания трудового обучения современным требованиям (см. выше), а также региональной местной специфике (особенности социально-экономического развития, традиции и т. п.), во-вторых, его практической направленности по форме и методам. Особая педагогическая ценность трудового обучения состоит в том, что благодаря своему практическому, прикладному характеру оно предоставляет гораздо большие возможности, чем другие учебные предметы, для того чтобы учить школьников соединять теорию с практикой, ценить знания, и не только технологические, но и по основам наук, т. е. учить эффективно работать, творить, созидать, соединяя умственную деятельность с физической.
Учителю следует иметь в виду, что практические методы, прежде всего самостоятельная работа учащихся, должны преобладать при решении педагогических задач, связанных не только с формированием знаний и умений у школьниов, но и с их воспитанием и развитием. Например, умственному развитию учащихся будут способствовать вопросы, задания проблемного характера, но, главное, не отвлеченные, а имеющие прямое отношение к работе учащихся по конструированию, разработке технологии изготовления изделия, к самому процессу изготовления или к работе по проведению какого-нибудь сельскохозяйственного опыта.
Формирование экономических знаний и умений
, экономической воспитанности, культуры происходит успешнее, если учитель, не увлекаясь объяснениями, добивается приближения условий практической работы учащихся к производственным.
Нравственное воспитание
школьников в процессе трудового обучения — это не столько слова учителя о пользе трудолюбия и добросовестности, порядочности, дисциплины труда, сколько формирование этих и других положительных качеств работника в практической трудовой деятельности, конечно, при продуманном педагогическом руководстве ею.
Слов, хотя, как правило, нужных, полезных, в виде объяснений, рассказов, нравоучительных бесед, в школе чрезмерно много. Следует сохранять практическую направленность трудового обучения, обеспечивающую воспитание и развитие учащихся в духе единства слова и дела, теории .и практики, возможность для школьников попробовать свои силы, найти себя в деле, смолоду выработать бесценную привычку к труду.
Вместе с тем хотелось бы предостеречь учителей от излишнего заземления трудового обучения, от превращения его в ремесленнический учебный предмет. Требуется немалое педагогическое мастерство, чтобы школьники на занятиях по труду работали не только руками, но и головой, да и чтобы душа их не бездействовала. Что касается разработки программ, то тут следует не допускать чрезмерного увлечения широтой тематики, объемом информации. При небольшом количестве учебных часов на трудовое обучение это ведет к его превращению в теоретический предмет. Надо стремиться к такому соотношению теории и "практики, чтобы в процессе трудового обучения школьники учились не говорить о работе, а добросовестно, творчески и со знанием дела трудиться.