Объекты контроля при обучении аудированию
I. Умения извлечения содержательно-фактуальной информации:
1) на стадии прогнозирования - по заголовку, началу текста, предварительной беседе предположить тему, подтемы, отдельные факты, детали;
2) на стадии смыслового анализа - выявить тему, подтемы, основные факты, необходимые для понимания детали; выделить новую информацию; определить, что известно о предмете сообщения; выделить главное; определить, что является второстепенным;
З) на стадии компрессии и интерпретации - объединять отдельные факты информации в более крупные смысловые блоки; соотносить получаемую информацию с уже услышанной; устанавливать связь между отдельными фактами получаемой информации; соотносить воспринимаемую новую информацию с ранее известной;
II. Умения извлечения содержательно-концептуальной информации:
1) на стадии прогнозирования - предположить точку зрения автора, цель сообщения;
2) на стадии смыслового анализа - выявить главную мысль, выявить точку зрения автора, определить цель сообщения;
З) на стадии компрессии и интерпретации устанавливать собственное отношение к воспринимаемой информации; обобщать; делать выводы; оценивать сообщение с точки зрения его информативной значимости, проблемности, соответствия интересам слушающего.
III. Умения извлечения содержательно-подтекстовой информации на основе извлеченной содержательно-фактуальной и содержательно-концептуальной информации:
- определять наличие или отсутствие подтекста; выявлять подтекст, соотносить подтекст с выявленной содержательно-фактуальной и содержательно-концептуальной информацией.
Следует отметить, что умения смыслового восприятия текстов могут варьироваться и изменяться в соответствии с принадлежностью текста к какому-либо функциональному стилю, жанру, в соответствии с композицией текста, формой и видом коммуникации.
Таким образом, аудитивное умение может рассматриваться как сложное, многокомпонентное умение, состав которого обусловлен структурой аудиодеятельности, видами информации и смысловой структурой текста. Поэтому при обучении аудированию объектами контроля могут быть отдельные умения, на формирование которых были направлены действия учителя, а при проведении итогового контроля проверяется сформированность умений в их сложной взаимозависимости.