Воспитание и развитие личности.
Ребенок – это человек в возможности. Он заключает в себе – в организации, структуре и способностях своего организма и каждого его органа в отдельности – весь исторически пройденный путь развития своих предков, все исторически возникшие и переданные по наследству от поколения к поколению изменения в этих органах и организме в целом, реализованные в качестве их, в природе их, в их способностях стать человеческим организмом, человеческой личностью.
Ребенок воспитывается постоянно в каждый данный момент, поскольку он в каждый данный момент живет и действует. Следовательно, процесс жизни ребенка объективно и есть действительный процесс его воспитания. Какова жизнь ребенка, каковы характер и содержание его жизненно необходимых отношений с людьми, вещами и явлениями и определенный этими отношениями характер и содержание его жизнедеятельности – таков и процесс его воспитания, таков и результат его.
В этом смысле человек как результат воспитания – это продукт своей жизнедеятельности. Какова жизнедеятельность человека, таков и сам человек.
В своей практической работе и теоретических обобщениях А.С. Макаренко исходил из того, что только в процессе деятельности детей, и обязательно всякой деятельности – учебной, трудовой, бытовой, игровой и т.п. в результате упражнения, вовлеченных в нее естественных сил детей происходит развитие детей.