Ушинский о воспитании.

Важнейшим для первоначального обучения ребенка Ушинский считает время начала учения. Раннее обучение, как и позднее, принесет развитию ребенка непоправимый вред. Всякое органическое развитие, пишет он, – совершается в определенный период времени, и наше дело – не ускорять и не замедлять этого развития. Оптимальным для начала школьного обучения Ушинский считает возраст 7 лет. На седьмом году жизни Ушинский советует заниматься с ребенком рисованием, учить его слушать то, что ему говорят, высказывать свои мысли.

Уже в начале обучения Ушинский советует отделить обучение от игры и сделать учение серьезной обязанностью ребенка. Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения.

Память

, отмечает Ушинский, – процесс психофизический, материалом для ее развития выступает содержание, т.е. «память развивается в том, что она содержит». Развитию памяти, по мнению педагога, будет способствовать упражнение в произвольном «воспоминании». Необходимо заставить себя вспомнить то или другое.

Ушинский пишет, что «все психическое развитие живого существа есть, собственно, развитие памяти».

Развитие процессов памяти Ушинский видит в единстве с развитием рассудочной деятельности.

Начиная с первого года обучения Ушинский рекомендовал уделять особое внимание развитию логического мышления у детей. Он говорит не просто о развитии мышления, а о развитии рассудка (сознания) и разума. «Ум без разума – беда», – приводит он народную пословицу.

Говоря о развитии мышления, Ушинский, вместе с тем, подчеркивает, что «формальное развитие рассудка есть несуществующий призрак, что рассудок развивается только в действительных реальных знаниях, что самый ум есть не что иное, как хорошо организованное знание». Ушинский заостряет особое внимание на проблеме обучения учащихся учиться, формирования у них желания и потребности учиться уже в первые школьные годы. Дитя выучивается учиться, а это в первоначальном обучении важнее самого учения. От этого зависит успех или неудача ребенка в старших классах школы. Книга, учение, должны помогать ребенку постигать окружающий его мир, разбираться в нем и в самом себе, пробуждать потребность в познании.

В теснейшей связи с рассудочным процессом находится воля. Ушинский подчеркивал, что вообще весь процесс обучения является волевым процессом, не все в учении интересно и многое надо будет «взять силою воли», а волю необходимо воспитывать.

Еще одно великое дело Ушинского – создание теории подготовки учителя. Во-первых, Ушинский стал идеологом педагогического образования в России. Во-вторых, он показал великую роль педагогической литературы в формировании учителя. В-третьих, Ушинский создал теорию подготовки народного учителя. В-четвертых, теория и практика женского образования, созданная Ушинским, предусматривала педагогическую подготовку девушек, достаточную для дошкольного воспитания и первоначального обучения.

Ушинский поставил проблему педагогических факультетов при университетах.

Если иметь все это в виду, то понятно, почему именно Ушинский считается основоположником педагогического образования в России.

Каким же должно быть развитие учителя, если говорить о нем более определенно?

Во-первых, в каждом учителе должно быть органически развито то качество, которое Ушинский называл народностью. Оно должно быть присуще каждому воспитателю русской школы. Следовательно, учитель не просто несет детям идеи народности, но всей своей личностью, своим характером и своей культурой олицетворяет подлинную народность.

Второе качество – глубокая христианская вера, потому что «вне христианства нет для человека идеала нравственности, нет нравственных основ, а, следовательно, нет и нравственных стремлений, которыми он должен руководствоваться при воспитании детей».

В третьих, убеждение воспитателя в высоком предназначении учительской профессии, воспитательной деятельности. Это должна помнить каждая мать, воспитывающая своего ребенка. Это должен знать каждый учитель, в какой бы школе он ни работал. И педагог должен быть глубоко убежден не только в высоком предназначении своей деятельности, но истинности того предмета, который он ведет, а главное, он должен быть убежден в том, чему он хочет воспитать своих воспитанников.

В-четвертых, учитель должен быть подготовлен профессионально.

Таким образом, любой учитель, любой воспитатель должны сочетать в себе высокое личное развитие: народные черты характера в их «благороднейшей форме», глубокую православную веру, подлинную нравственность, искреннюю убежденность в великом предназначении своего дела и столь же высокие профессиональные знания и мастерство.

Наш современник В.А. Караковский, директор 825-й школы г. Москвы, доктор педагогических наук, народный учитель, с болью говорит о нас, нашем времени и нашенском образовании: «Под знаком борьбы с проклятым прошлым» разрушается многое из того, что разрушать нельзя. Государственная школа медленно, но неотвратимо теряет монополию на образование (не говоря уже о воспитании). Тревожит силовая ориентация на западные образцы. Эта тенденция может оказаться убийственной для образования России, ибо любая национальная политика в образовании должна быть культуросообразной».

Перейти на страницу: 1 2 3