«Расположение видов на чертеже»
Урок – 45 минут, комбинированный.
Цели урока:
а) понятие о виде, разновидности, правила расположения;
б) формирование интереса к учению;
в) развитие самостоятельной активности и творческого отношения к решению задач.
Оборудование урока: учебные таблицы с наглядными изображением детали и тремя видами, индивидуальные карточки-задания для практического задания.
Структура урока:
1. Орг. момент (5 мин)
2. Проверка домашнего задания (в форме уплотненного опроса) (10 мин.)
3. Объяснение нового материала (15 мин.)
4. Решение задач по пройденному материалу (10 мин.)
5. Подведение итогов урока (5 мин.)
Ход занятия:
1. Орг. момент (Приветствие, отсутствие, сообщение темы урока)
2. Проверка домашнего задания по предыдущему уроку на тему: «Прямоугольное проецирование». Вызываются несколько учащихся. Двое отвечают у доски на вопросы, которые им задают учащиеся, сидящие на своих местах, из учебника после параграфа:
1. Всегда ли достаточно на чертеже одной проекции предмета?
2. Как называются плоскости проекций?
3. Как называются проекции, полученные при проецировании предмета на три плоскости проекций? Как должны располагаться эти плоскости относительно друг друга?
Трое учащихся сидят на местах и выполняют задания по индивидуальным карточкам, на которых дано наглядное изображение и чертежи детали. На наглядном изображении стрелками показаны направления проецирования. Проекции детали обозначены цифрами 1, 2, 3. Нужно, не перечерчивая чертеж, записать: а) какой проекции (обозначенной цифрой) соответствует каждое направление проецирования (обозначенной буквой), б) название проекций 1, 2 и 3.
3. Новый материал. (В форме рассказа)
Для полного выявления формы предметов в графике применяют различные изображения: виды, сечения, разрезы. Сначала мы изучим виды.
Вид – это изображение обращенной к наблюдателю видимой части поверхности предмета.
Изображение, полученное на фронтальной плоскости проекций, называется видом спереди. Это изображение принимается на чертеже за главное. Поэтому такой вид еще называют главным. При выполнении чертежа предмет надо так располагать относительно фронтальной плоскости проекций, чтобы главный вид давал наиболее полное представление о форме и размерах предмета.
Изображение на горизонтальной плоскости проекций называется видом сверху.
Изображение на профильной плоскости проекций называется видом слева.
Наряду с видами спереди, сверху и слева для изображения предмета могут применяться виды справа, снизу, сзади. Однако количество видов на чертеже должно быть наименьшим, но достаточным для полного выявления формы и размеров предмета. Для уменьшения количества видов на них допускается показывать при необходимости невидимые части поверхности предмета штриховыми линиями. С этой же целью применяются различные условные обозначения, знаки и надписи, установленные стандартом.
На рис. 52 в учебнике дан чертеж детали. Он содержит три вида. Основным на чертеже является главный вид. Под ним расположен вид сверху, справа от главного вида и на одной высоте – вид слева. Вырез в детали прямоугольной формы оказался на виде сверху невидимым, поэтому он показан штриховой линией.
4. Практическая часть.
Для закрепления нового материала учащимся выдаются индивидуальные карточки-задания, на которых предварительно учителем были начерчены виды деталей, расположенных без системы в одну линию, каждый из которых отмечен буквой.
Задание: Записать в таблицу, какой буквой помечен главный вид, вид сверху и вид слева.
Главный вид |
Вид сверху |
Вид слева |
Затем расположить буквы, которыми помечены виды, в том порядке, в котором должны быть расположены виды, обозначенные ими, на чертеже. Пример: А Б В
Задания с ответами сдаются в конце отведенного времени.
5. Подведение итогов.
Сообщение и обоснование оценок, поставленных за работу по индивидуальным карточкам в начале урока. Сообщение домашнего задания.