Практическая часть.
В экспериментальной части изучения неуспеваемости был проведен школьный тест умственного развития (ШТУР) в 7 классе гимназии №8 города Мурманска.
Тест исследует уровень сформированности определенных понятий и совершаемых с ними некоторых логических действий. ШТУР построен на таком содержании, которое подлежит обязательному усвоению. Тест состоит из шести субтестов, в каждом из которых от 15 до 25 однородных заданий. Два первых субтеста направлены на выявление общей осведомленности. По выполнению заданий этих субтестов можно судить, на сколько адекватно использует школьник в своей пассивной и активной речи некоторые научно-культурные и общественно-политические термины и понятия. Третий субтест направлен на выявление умения устанавливать аналогии, четвертый – логические классификации, пятый – логические обобщения, шестой – нахождение правил построения числового ряда.
Субтесты «Аналогии», «Классификации» и «Обобщения» включают в себя основные понятия их школьного курса физики, математики, литературы, русского языка, истории, географии, биологии.
Достоинством ШТУР являются богатые возможности, которые он предоставляет для создания реальной программы коррекции умственного развития учащегося, так как ее основой является четкое представление о недостатках вербального развития ребенка, соотнесенное с социально-психологическим нормативом. Иными словами, зная исходный уровень умственного развития и норматив, к которому это развитие направлено по любому из его параметров, можно добиться их совпадения, наметив конкретные пути работы с учащимся.
Трудности учащихся, выявленные с помощью ШТУР были классифицированы следующим образом:
1) Трудности, связанные со скудностью, ограниченностью вербального опыта детей; они обнаруживаются на основе анализа результатов субтестов на общую осведомленность (первый и второй субитесты;
2) Трудности, в основе которых лежат слабые знания учащихся по отдельным школьным предметам; они обнаруживаются путем анализа всех заданий, использующих понятия каждой школьной дисциплины (третьем, четвертом, пятом субтестах);
3) Трудности, связанные с недостаточным владением формально-логическими операциями, заложенными в тесте; о них свидетельствуют результаты выполнения третьего, четвертого и пятого субтестов.
В эксперименте принимало участие 23 школьника. По результатам каждого субтеста все школьники были разделены на 5 групп по успешности выполнения задания. Процентное соотношение выполненных заданий каждой группы по каждому субтесту проиллюстрированы графиками.