Введение

Т.о., анализ работ по проблеме общения показывает, что при некоторых различиях в подходах авторов к проблеме общения, в исследованиях есть много общего и главное – это признание роли общения в формировании личности.

Т.о., учитывая все вышесказанное, мы следующим образом определим цель настоящей работы: изучить особенности общения подростков и старших школьников.

Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение целого ряда поэтапных задач:

1. Изучить представления современных подростков и старших школьников о значимости общения и выявит роль сверстников, родителей и учителей в общении.

2. Исследовать особенности коммуникативного процесса в юношеском возрасте и определить параметры потребности «в передаче информации» и «приеме информации».

3. Определить систему личностных качеств «идеального собеседника», на которые ориентируется современный старшеклассник.

4. Изучить взаимосвязь структуры свободного времени подростков и юношей с различными формами их общения.

5. Сопоставить полученные в ходе исследования результаты с имеющимися данными и выявить роль социальных факторов в общении современных подростков и юношей.

Гипотеза данного исследования заключается в следующем: быстрая смена социальных условий, отсутствие привычных критериев и ориентиров, изменение стиля жизни, предположительно приводит к изменению некоторых характеристик общения современных подростков и юношей.

Экспериментальное исследование проводилось в течение 9 месяцев на нескольких группах испытуемых: учащихся 6 –го, 8 –го и 11 –х классов №4 города Кишинева и учащихся 8 –го и 11 –х классов средней школы №14 города Кишинева. Общая выборка 114 человек; возрастной диапазон от 11,9 до 17 лет.

Новизна данной работы заключается в том, что проведение данного исследования, позволило нам изучить на местной выборке особенности общения современных подростков и старших школьников нашей Республики.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога, учителей и родителей при решении задач формирования личности. Эти данные также могут содействовать решению проблемы социально-психологической адаптации современной молодежи в новых социальных условиях.

Перейти на страницу: 1 2