Исследования особенностей коммуникативного процесса.
Следующей методикой в нашем исследовании стала методика «Коммуникативная дистанция» (А.Н. Андреева, М.О. Мдивани, Ю.Я. Рыжонкин).
Данная методика помогла нам определить, на сколько испытуемые хотят «принимать» и «делиться информацией» со взрослыми и сверстниками. Методика проводилась с учащимися 11 –х классов. Нами получены следующие результаты: на первое место в желании высказать свое мнение, свою точку зрения, оказать информационное влияние оказались друзья вне школы; на 2 –ом родители; на 3 –м одноклассники и на 4 –ом – учителя.
|
отношению к родителям.
Результаты, представленные нами на рисунке 1 (а и б) показывают, на сколько открыты по отношению к своим родителям учащиеся одиннадцатых классов школ №4 и №14 (желание поделиться информацией со своими родителями учащиеся школы №14 отличаются от своих сверстников из школы №4).
После беседы со школьным психологом мы выяснили, что у многих ребят имеются проблемы, связанные с не очень благоприятной психологической обстановкой в семье, которая вызывает у ребят напряженные отношения с родителями.
Желание выслушать мнение, точку зрения, интересную и ценную информацию от друзей вне школы, родителей, учителей, одноклассников по предпочтениям были расположены по следующим местам: на первом месте – друзья вне школы, на втором – родители, на третьем – учителя, а на четвертом – одноклассники. Для наглядности мы представили на диаграммах 4 и 5 процентное соотношение принятия информации старшеклассников от своих учителей.
Полученные нами результаты были несколько неожиданными, когда учащиеся показали высокий уровень заинтересованности информацией, получаемой от учителей, практически учителя с родителями находятся на одном уровне.
Особый интерес вызывают данные, изображенные на рисунке 2 (а) (11«В» класс школы №14). Учитывая, что класс отличается невысокой мотивацией к учению, испытуемые показали достаточно высокий уровень заинтересованности информацией, получаемой от учителей.
Таким образом, исследования уровня коммуникативной дистанции показали, что при всем том, что сверстники, безусловно, являются более значимыми в жизни подростков и старших школьников, но влияние родителей и учителей тоже не мало важно, так как следует напомнить, что испытуемые являлись учащимися выпускных классов, которые находятся на пороге взрослой самостоятельной жизни. К тому же, с учетом сегодняшней социальной ситуации ребята тяготеют к родителям и к семье, желая найти там поддержку, понимание и защиту, пусть не всегда в открытой форме, а иногда даже через явный протест.