Заключение и выводы.
Целью данного исследования, как уже упоминалось выше, является изучение динамики и различных форм общения современных школьников подросткового и раннего юношеского возраста. Проведенное нами исследование предусматривало решение целого ряда задач. Анализ полученных нами результатов позволяет сделать следующие выводы:
1. Все учащиеся нашей выборки отметили, что считают общение неотъемлемой частью своей жизни (общение ведущий вид деятельности у подростков и остается значимым у старшеклассников). Оно позволяет им поддерживать отношения, обмениваться информацией и узнавать новое. На первом месте по предпочтительности в общении стоят сверстники, на втором – взрослые (родители, учителя). Однако с возрастом значимость общения с взрослыми увеличивается.
2. При изучении уровня коммуникативной дистанции, то есть потребность отдать и получить какую-либо информацию, в нашем исследовании установлено, что подростки и старшие школьники большее предпочтение отдают сверстникам, а затем родителям и учителям, что, в целом, совпадает с литературными данными. Но значимость родителей в общении неоднозначна. Первое место у девушек и юношей занимает мать, на втором у мальчиков отец, а у девушек – друг или подруга. В некоторых случаях, в нашем исследовании учащиеся отметили высокий уровень принятия информации от учителей. Мы предполагаем, что это связано с тем, что у этих ребят неблагоприятный климат в семье, напряженные взаимоотношения с родителями, а в учителе они видят взрослого, от которого они могут получить нужную информацию, которую, возможно, не получат в семье. Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие проблемы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие. Да и какой совет может дать человек, который «прожил так же мало, как ты?».
3. Сегодня взаимопонимание со сверстниками осложняется целым рядом поведенческих факторов, а также личностными особенностями ровесников, которые, на наш взгляд, обусловлены изменившимися социальными условиями – приоритет материальных ценностей, разделение общество (на богатых и бедных), изменение межличностных отношений и т.д. ребята все чаще сталкиваются с безразличием, грубостью, злостью. А это, в свою очередь, приводит к замкнутости и тяжелым переживаниям испытуемых. Следует добавить, что с разочарованием в общении сталкиваются, как девушки, так и юноши. Между тем, общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым для испытуемых. Они отмечают, что хотят проводить с ними как можно больше времени – гулять, отдыхать, «развлекаться».
4. В ходе нашего исследования были выявлены изменения в распределении наиболее ценимых старшеклассниками качеств личности собеседника. Если в 80 –е годы первые места по значимости занимали: честность, трудолюбие, доброта, то сегодня эти качества занимают одни из последних мест. А первые отводят отзывчивости, воспитанности, эрудиции, которые в 80 – годы занимали далеко не первые места. Видимо отзывчивость – это то качество, которое сегодня в дефиците в нашем обществе. Воспитанность и эрудиция, по данным других исследований, рассматривается, как инструментальная ценность – это один из способов достижения поставленных целей.