Социально-психологическая компетентность как ведущее свойство профессионала.
Соц.-псих. компетентность следует отличать от психологической готовности и профессионального мастерства. Природа соц.-псих. компетентности состоит из соответствующих знаний, представлений и стереотипов. Психологическая готовность к мастерству включает в себя не только знания, но и умения, и навыки, и др. компоненты. Соц.-псих компетентность сводится к знаниям, но это не значит, что она не играет никакой практической роли в профессиональной деятельности.
Соц.-псих. компетентность имеет самое прямое отношение к теории «Я – концепции». Различают как психофизиологическое и психическое, так и социально-психологическое «Я». К наиболее известным теориям соц.-псих. «Я» относятся теории зеркального «Я», соц. сравнения и самовосприятия. Складываясь из отражения социальных оценок (мнений др. людей), соц.-псих. «Я» регулирует поведение и деятельность личности. Иначе говоря, известная схема «внешнее преломляется через внутреннее» означает формирование когнитивной сферы личности в результате внешнего воздействия и затем указывает на её роль в регулировании поведения и деятельности. Сформировавшаяся под внешним воздействием когнитивная сфера (картины мира, образы) приобретает самостоятельное значение и выступает в качестве регулятора. Внутренний образ зависит не только от соответствия научным картинам мира, но и от ущербности, психотравмированности «Я» в процессе социализации.
Самооценка и самоуважение – наиболее важные регулятивные функции «Я». Следовательно, то, как человек рассматривает самого себя, должно быть отражением того, что, по его мнению, думают о нём другие, хотя совершенно не обязательно, чтобы они действительно так думали.
Соц.-псих. компетентность предотвращает деформирование «Я» и поэтому положительно воздействует на адекватность картины мира, самооценку, регуляцию профессиональной деятельности личности. Чем выше соц.-псих. неграмотность, тем выше вероятность деформирования «Я» со всеми вытекающими последствиями.
Профессиональная «я-концепция» содержит представления личности, организует процесс её познания и взаимодействия, т. е. влияет на соц.-псих. компетентность субъекта.