Заключение

Значение проверки результатов обучения во много раз возрастает, когда она является проверкой не только выполнения домашних заданий, но и учебной деятельности школьников на уроке: их внимания, активности, добросовестности, правильности выполнения упражнений.

Прежде всего проверке подлежат приобретенные в обучении знания, умения и развитие учащихся. Важно проверять не только объем усваиваемого учащимися исторического материала, но также прочность, осознанность и оперативность знаний, то есть способность учащихся их применять при решении разного рода познавательных и других практических задач. Мало проверить, помнит ли ученик обобщающий вывод, необходимо выяснить, может ли он этот вывод обосновать и доказать.

Только регулярная проверка выполнения школьниками требований учителя придает им действенность. Учащиеся в том случае продумывают помещенные в учебниках истории вопросы, если учитель требует отвечать на них; готовят связный рассказ по заданному материалу, если учитель требует от них не только ответов на отдельные вопросы, но и развернутого изложения материала.

Совершенно правильно, что ученики учат и знают не совсем так как объясняет учитель, как написано в учебнике, а так, как учитель спрашивает, каков уровень требований. Ученик в основном обдумывает материал так, как требует при ответе учитель.

Не только учителю, но и самим учащимся проверка позволяет увидеть и оценить их рост в процессе обучения, правильность и добросовестность их отношения к своим учебным обязанностям. Значение проверки особенно возрастает, если учитель отмечает продвижение ученика вперед: лучшее, чем раньше, построение им ответа, прогресс в овладении картой, в развитой речи, более серьезное, чем раньше, отношение к учению и пр.

Проверка воспитательных результатов обучения истории имеет не меньшее значение, чем проверка знаний и умений. Основное заключается в выявлен6ии того, как и в какой мере знания по истории превращаются в убеждения, воспитывают чувства учащихся и способствуют формированию у них материалистического мировоззрения. Школьники 5-6 классов обычно охотно и непосредственно выражают свое отношение к общественным явлениям, с которыми встречаются в курсе истории и во внеклассной работе.

Учителю необходимо стимулировать высказывание учащимися моральных оценок исторических явлений, одобрения или порицания действия исторических лиц. Беседы на такие темы имеют большое значение для лучшего осмысления и закрепления знаний, для выработки умений выражать и доказывать свои мнения и для морального воспитания детей. Вместе с тем проверка воспитательных результатов обучения не ограничивается уроками. В историческом кружке, на экскурсии, в беседе о прочитанных исторических книгах наиболее полно могут раскрываться интересы, запросы, а часто чувства и взгляды школьников, относящиеся к явлениям общественной жизни. Проверка результатов обучения истории и учебной деятельности учащихся является ключом к проверке, оценке усовершенствования всего процесса обучения предмету.