Проектная работа учащихся
Это один возможный вариант. Могут быть и чисто внеклассные проекты, если ребята присоединяются к какому-то предлагаемому в сетях международному проекту. Такие проекты всегда организуются вокруг какой-либо интересной проблемы. Если предлагаемая проблема интересна для группы школьников или даже для отдельных учащихся, нужно стимулировать их к индивидуальной или групповой проектной деятельности во внеурочное время. Но и в этом случае нельзя отпускать ребят в свободное плавание. Контроль и необходимую помощь следует оказывать систематически. В противном случае, если ученик не видит искренней заинтересованности учителя, родителей в его деятельности, энтузиазм быстро гаснет.
Очень интересны межпредметные проекты, также организуемые вокруг определенной проблемы. Это могут быть международные проекты по экологии, географии, демографические, исторические, творческие проекты. Но если они носят международный характер, значит, должны проводиться на иностранном языке. В любом случае в проектной деятельности с носителями языка иностранный язык выполняет свою основную функцию – средства формирования и формулирования мысли, средства общения. Общение происходит с носителями другой культуры, язык которой изучается школьниками. Следовательно, овладение языком естественным образом происходит на социокультурном фоне. Ребята не только решают проблему совместно, они знакомятся с национальными и культурными особенностями стран-партнеров, узнают много интересного друг о друге. И что особенно ценно, учащиеся учатся понимать друг друга и осознавать тот факт, что мы все живем на одной планете, что делить нам нечего. Значит, следует научиться уважать и понимать друг друга. Надо также иметь в виду, что любой проект должен заканчиваться вполне реальным, осязаемым практическим результатом.
В качестве примера приведу один из возможных вариантов проекта и его использование в практике обучения иностранному языку. Данный международный телекоммуникационный проект «Конституция Казахстана и Германии» задуман для казахстанской стороны в рамках предмета «иностранный язык», но предусматривает применение определенных знаний в области истории и обществоведения.
Тип проекта – исследовательский с информационным модулем, межпредметный, международный телекоммуникационный.
Цель проекта – изучение политической структуры Германии и Казахстана, поиск и изучение соответствующих документов в Интернете, развитие навыков работы с большими объемами информации, развитие критического мышления, коммуникативных умений.
Исследуемая проблема: «Как демократическое общество решает проблемы охраны окружающей среды, образования, защиты прав ребенка.ю смертной казни и т.д. на законодательном уровне и что мы имеем на практике?»
Проект предусматривает четыре этапа.
На первом
, организационном, этапе
по договоренности руководителей проекта на основании представительских писем, которыми учащиеся с обеих сторон обмениваются по электронной почте, подбираются партнеры для дальнейшей совместной исследовательской работы (группы или пары партнеров). Руководители намечают ориентировочные темы эссе, которые школьники на основе изучения своей Конституции и других правовых документов должны предложить своим партнерам (об охране окружающей среды, об образовании, о защите прав ребенка, о смертной казни), привести примеры, если таковые им известны, несоблюдения в реальной жизни этих законов. Выдвигаются и обсуждаются с партнерами некоторые гипотезы, отражающие причины такого положения.
На втором этапе
казахстанские и немецкие учащиеся подбирают материал для подтверждения или опровержения выдвинутых гипотез. Материал касается ситуации как в Германии, так и в Казахстане (на немецком языке из разных источников, включая Интернет).