Типы карточек, используемых на уроках природоведения.

Первый тип карточек следует начать применять во 2 классе в начале учебного года. Методическая особенность при со­ставлении этих карточек заключается в том, что ответы на вопросы не должны требовать больших письменных ответов (учащиеся еще медленно пишут).

№ 1. К теме «Части растений».

1. (Рисунок растения со всеми частями.) Подпиши части растения.

2. Подчеркни, что относится к неживой природе - мышь, камень, снег, дерево, солнце, ветер.

№ 2. К теме «Термометр».

1. (Рисунок термометра.) Подпиши части термометра.

2. Что означает каждое деление на термометре?

3. Запиши числами: пять градусов тепла, три градуса мороза, ноль градусов.

Второй тип карточек — карточки, в кото­рых содержится по 2—4 вопроса, дающие возможность учителю проверить уровень усвоения материала по изученной теме и по­ставить отметки. Вопросы в карточках этого типа разные по уровню трудности, поэтому с их помощью мы имеем возможность инди­видуально подойти к проверке каждого уча­щегося.

№ 1. К теме «Насекомые и птицы летом и осенью». — для слабого ученика

1. Перечисли 3—5 видов насекомых

2. Какие изменения происходят с насекомыми осенью?

3. С какими изменениями в неживой природе эти изменения связаны?

№ 2. К теме «Насекомые и птицы летом и осенью» — для среднего ученика;

1. Подпиши названия бабочек, изображенных на рисунке. (На рисунке изображены боярышница, крапивница, капустница, павлиний глаз).

2. Что ты знаешь о подготовке насекомых к зиме?

3. Какие из бабочек зимуют взрослыми?

№ 3. К теме «Растения и животные летом и осенью» — для сильного уче­ника.

1. Назови признаки насекомых.

2. Почему паук — это не насекомое?

3. Почему количество насекомых осенью уменьшается?

Третий тип карточек отличается от преды­дущего вида тем, что требует меньше време­ни на написание ответа. Условно их можно назвать программированными В этих карточ­ках можно помещать различное количество вопросов, заданий, ответ на которые преду­сматривается в виде выбора правильного от­вета, который фиксируется или каким-то значком, например, «+», или написанием отдельных букв.

№ 1. К теме «Животные леса»

1. Из данного перечня видов птиц выдели насекомоядных и отметь буквой «н», хищных и отметь буквой «х», растительноядных и отметь буквой «р», питающихся смешан­ной пищей и отметь буквой «с»:

ястреб

чечетка

дятел

синица

клест

поползень

снегирь

орел

тетерев

глухарь

иволга

сойка

2. Выдели особенности каждой группы птиц.

Образец ответа. Насекомоядные птицы от­личаются тонким, удлиненным клювом, кото­рым захватывают насекомых. Поедают они самых различных насекомых, отыскивая их на деревьях и других растениях.

Хищные птицы имеют особое строение клюва, который заканчивается мощным крючком, и пальцы ног, которые заканчи­ваются мощными когтями. Все это помогает им схватывать и удерживать добычу. Питают­ся они грызунами, другими птицами, зай­цами и др.

Растительноядные птицы имеют короткий, широкий клюв. Питаются плодами, семена ми, молодыми побегами.

Дятел, поползень, сойка питаются смешанной пищей, т. е. растительной и животной.

№ 2. К теме «Весенние изменения в неживой природе.

Выбери правильный ответ (Варианты ответов написаны на листочках, которые вкладываются в кармашки приклеенные на карточку Листочки, на которых написаны варианты отве­тов, сделаны из твердой бумаги, могут иметь разную форму, цвет, размеры)

1. Основное изменение весной в неживой при­роде. (варианты -похолодание, потепление). (Учащиеся выбирают правильный ответ и вставляют в кармашек)

2. Назови другие признаки весны в неживой природе.

Варианты ответа: Другие признаки осадки в виде дождя, ледоход и половодье, оттаяла почва, небо голубое, высокое.

Четвертый тип карточек — это карточки с дидактическими заданиями. В этих кар­точках помешаем тексты, читая и анализи­руя которые, учащиеся должны узнать, о ком или о чем говорится в этом тексте.

№ 1. К теме «Растения весной».

1. Подумай, какое это растение.

Перейти на страницу: 1 2 3