Письменная проверка знания.
В редких случаях могут быть проведены небольшие письменные проверочные работы. Во II и особенно в III классе можно проводить индивидуальные и фронтальные ответы на вопросы, которые не требуют, развернутого письменного объяснения и связаны со знанием фактического материала. Продолжительность таких работ не должна превышать 5 мин. Например, у доски учащимся можно предложить такие задания: напишите названия растений тундры, основных животных пустыни, напишите, какие зерновые культуры сеют в вашей местности, какие свойства воды вы знаете и др.
Во II классе можно давать учащимся следующие задания: подчеркните названия животных, которые зимой спят (белка, заяц, медведь, лиса, еж, барсук, волк), съедобных грибов (под осиновик, подберезовик, моховик, мухомор, рыжик, бледная по ганка, сморчок).
Для успешного выполнения этих заданий многие учителя используют магнитную доску, набор аппликаций или рисунков тех или иных природных объектов.
Можно дать учащимся письменную работу, которая позволит проверить, как они ведут наблюдения. Так, во II классе по теме «Весенние явления в природе» учитель записывает на доске вопросы задания, а учащиеся, не переписывая, сразу отвечают на них, например назовите птиц, которые первыми прилетают весной в наши края, раннецветущие растения нашей местности (не более 5 названий), насекомых, которые появляются ранней весной. Такая письменная работа не отнимает много времени, но позволяет проверить знания сразу у всех учащихся.
В начальных классах хорошо осуществлять тематическую проверку природоведческих знаний, когда все учащиеся теми или иными способами проверяются по данной теме (даже в том случае, когда эта тема пройдена). Это дает возможность учителю иметь четкое представление о том, как учащиеся усвоили ту или иную тему (в журнале внизу можно обозначить основные темы и в этих графах выставлять оценки всем учащимся).