Метод проектов
По мере информатизации общества, по мере вхождения в мировое сообщество нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве, могущих ориентироваться в многосложных мировых информационных потоках. Такое обучение и воспитание возможно лишь в процессе реальной деятельности в открытом реальном мире.
Как отмечено в [2] «современное изучение информатики в школах проходит по компьютерно-ориентированному курсу, в учебных заведениях активно развивается использование новых информационных технологий в преподавании различных учебных предметов». Информатика одновременно становится интегрированной дисциплиной, позволяющей сформировать информационную картину мира, объединяя знания учащихся в целостное мировоззрение. Действительно, система телекоммуникаций есть и технология, и отражение информационного единства мира.
Телекоммуникация рассматривается как информационная технология, позволяющая путем интенсивного общения по интересам объединять в творческие исследовательские группы школьников и их учителей разных стран и регионов, при этом отмечаются мотивирующее и активизирующее значение технологии. Известна методика, получившая название «калифорнийского метода проектов» (по месту наибольшего распространения) или просто «метода проектов»: учащиеся запрашивают данные по электронной почте из школ других регионов, анализируют и составляют общую информационную картину. Примером этого подхода может служить известная учебная игра «Fisch game». На основе данных о приросте рыбы ученик должен определить допустимую величину промысла так, чтобы он не нарушил экологического равновесия. Известны расширения этой и подобной компьютерных игр, когда требуется проанализировать данные, построить подходящую модель и принять решение.
Некоторые энтузиасты компьютерного образования были склонны видеть в этих играх прообразы будущих методик, взрывающих «консервативную» классно-урочную систему и делающих информатику главной школьной дисциплиной. Именно на этом пути многие идеологи информатизации образования и методисты видят перспективы развития школьной информатики.
Таким образом, телекоммуникации индуцировали появление метода проектов в педагогической практике как метода, позволяющего обучать реальной деятельности в условиях реальной действительности, воспитывать граждан открытого общества (деятельных, инициативных, знающих и уважающих законы мирового сообщества, стремящихся к миру, прогрессу человечества).
Метод проектов основан на активизации учащихся в процессе обучения, на переориентацию обучения с репродуктивного на креативный. Свойственное этому методу создание предпосылок для развития аналитико-синтетичесих видов мышления интенсифицируется применением его к обучению информатике, что развивает и формирует новое понимание предмета, нового обучающегося и нового педагога. Таким образом, метод проектов вызван к жизни в силу необходимости перестройки образовательной системы в условиях информатизации общества.
Слово «проект» (в переводе с латинского буквально «брошенный вперед») растолковывается словарями как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». В Тезаурусе для учителей и школьных психологов «Новые ценности образования» (М.,1995) термин «проектирование» определяется следующим образом: «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть». По определению Е.Н. Ястребцевой ([3], с. 9) «применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности».
Не вступая в противоречие со сделанными определениями, под проектной деятельностью учащихся мы будем понимать целенаправленную, творческую, результативную, групповую, ограниченную определенным временем, деятельность. А учебный проект - это объект проектной деятельности учащихся, используемый в учебных целях при обучении. Это и замысел получения результата проектной деятельности, и последовательность действий, приводящих к желаемому результату, и способ деятельности.
С другой стороны, метод в дидактике определяется как способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на развитие и воспитание учащихся. Таким образом, под методом проектов мы понимаем такой способ совместной деятельности учащихся и учителя, при котором овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, развитие и воспитание осуществляется в процессе проектной деятельности учащихся.
Как отмечает Е.С. Полат ([4], с.25), использование метода проектов для современной школы является показателем прогрессивной методики обучения и развития, он «находит все большее распространение в системах образования разных стран мира».