Этапы работы методом проектов
Для получения ожидаемого эффекта при осуществлении обучения информатике с помощью учебного проекта необходимо, как мне кажется, выполнить ряд рекомендаций и соблюдать некоторые принципы, которые я покажу, выделяя этапы методики и разбирая действия учителя.
Нулевой этап.
На данном этапе учителю важно понять цели создания школьного сайта. Продумать, что будет важно для него самого, что для создателей, а что и для всей школы. Какая цель является основополагающей, а какие второстепенными. Могут ли в ходе работы появиться новые цели или «отпасть» уже существующие.
Перед тем, как взяться за данный проект я решил выяснить нужен ли нашей школе Web-сайт? Я решил опросить учителей и учеников. И только после того как они были опрошены, а все говорили, что именно им нужен, началась работа по созданию рабочей группы.
Но какие же цели легли в основу работы?
Наверное главная цель - обучение школьников созданию Web-сайта. Все же остальные цели я считаю второстепенными. Так одной из целей было создание ИНТЕРНЕТ-имиджа школы. Рассказ о концепции школы, об экспериментах в ней, ее сотрудниках и учениках и т.д. Поддержка проектов, которые существуют в школе, с помощью интернета. Поиск единомышленников для обмена опытом.
Первый этап
- «Выбор проекта». Этот этап очень важен для успеха работы методом проектов. На первом этапе в момент выбора темы проекта происходит формулирование цели проекта, постановка задачи проекта. В этот момент учитель выслушивает цели, которые предлагают ученики. За тем они выделяет из них те которые первоочередные, те которые реально осуществимые и отбрасывают нереальные. Но самое главное для учителя в этот момент сообщить о самой главной цели этого проекта - обучение их (школьников) созданию Web-страницы.
Тему проекта обсуждать или придумывать не приходиться, но так же немаловажно обсудить содержание Web-страницы. Учитель только как бы подает идею проекта - создание Web-страницы, но не определяет, содержание страницы, как она должна выглядеть. Задача ставится только в общих чертах: создание Web-страницы, отражающей всю полноту жизни школы, все события происходящие в ней, а так же ее «политику».
Ощущение свободы выбора, участие в выборе и определении направления проектной деятельности обеспечивает сознательную работу учащегося в осуществлении проекта, принятие целей проекта как своих личных целей и в конечном итоге положительную мотивацию работы над проектом, а значит и всей учебной деятельности с ним связанной.
Каждый школьник самостоятельно определяет, ту часть проекта, которой он занимается. При этом учителю необходимо помнить, что все части проекта взаимосвязаны и невыполнение одной из них влечет за собой крах всего проекта.
Второй этап
- «Планирование работы». На этом этапе идет выстраивание групповой организации будущей проектной деятельности учащихся, распределение задач между группами участников, определение амплуа каждого члена группы и их взаимодействия, планирование работ.
Нам очень помогло, что мы сделали ставку на большую разновозрастную группу ребят. Там постепенно выделились те кто хорошо освоил работу с веб-редактором, или рисование в графическом редакторе, или научился брать интервью, в общем каждому нашлась своя ниша, каждый занялся делом, которое ему нравится, в котором он успешен. Это не значит, что каждый залез на свой шесток, ничего вокруг не видя. Чуть не каждое действие (особенно в начале) обсуждалось коллективно, спорили, убеждали, соглашались. В таких дискуссиях проявлялись ведущие по деятельности (иногда и по разговорам) ребята, вокруг которых, в свою очередь образовывались рабочие подгруппы.
Такое выявление ведущих, и не обязательно одного, решило проблему с приходом новеньких. С начала новенький становится помощником, активно взаимодействуя с ведущим темы, затем получает самостоятельный раздел, потом уже к нему подключается новичок.
В обязанности координатора входит организация работы всей группы, помощь в освоении новых технологий и программных средств, оценка проделанной работы отдельных групп. Так же он осуществлял закачку сайта провайдеру.
Роль учителя многообразна, с одной стороны педагогические задачи становления личности в условиях интенсивного трудового и творческого процесса, со второй - организация и координация работ большого творческого коллектива, есть и еще другие стороны, но на них мы здесь останавливаться не будем.