Развитие дистанционного обучения
Теоретико-методологический аспект внедрения и утверждения ДО обусловлен необходимостью концептуального обоснования этой пока еще новой формы обучения. Речь в данном случае идет о системном обосновании психологических, педагогических и социологических основ реализации различных методик и программ ДО.
Изменение информационной среды, внедрение модульности подачи информации требует организации как диалогового режима, так и режима конференц-связи (аудио-, аудиографической, видео- с уменьшенной частотой кадров) по проблемам, связанным с развитием новых образовательных технологий, созданием рынка образовательных услуг, структурированием учебных материалов.
Следующим этапом развития системы ДО является создание корпоративных региональных, межрегиональных, межведомственных и российских образовательных структур по подготовке специалистов, переподготовке и повышению квалификации на базе сетевых коммуникационных средств, мультимедийных обучающих программ.
Стратегическая цель ДО — обеспечить гражданам право получения образования любого уровня на месте своего проживания или профессиональной деятельности. Данная цель достигается в русле мировой тенденции мобильного распространения знаний посредством обмена образовательными ресурсами. Закономерно, что средством достижения такой цели должны быть высокотехнологичные и научно обоснованные организационные формы, имеющие дистанционный характер.
По способу получения учебной информации различают:
ü синхронные учебные системы и
ü асинхронные.
Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. К таким системам относятся: интерактивное ТВ, аудио графика, компьютерные телеконференции, IRC, MUD, MOO.
Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, аудио / видео кассетах, электронной почте, WWW, FTP.
Смешанные системы, которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем.
По технической основе передачи данных можно выделить следующие формы дистанционного обучения:
§ рассылка печатных материалов по почте (характерное для традиционного заочного обучения);
§ рассылка аудио- и видео- кассет,
§ средствами аудио графики (Audiographics);
§ через интерактивное ТВ и видео конференции;
§ через телеконференции, IRC, MOO, MUD (Internet);
§ через электронную почту и листы рассылки (Internet);
§ через WWW (Internet)
В последнее время Internet вытесняет другие формы. Это связано с тремя обстоятельствами:
1) техническое развитие Internet - технологий, позволяющих более дешевыми и удобными средствами имитировать любую учебную модель,
2) простота подключения к сети Internet,
3) низкая стоимость подключения.
Стремительное развитие Internet позволяет смоделировать любой тип систем, а также построить принципиально новые обучающие комплексы.Это делает Internet наиболее перспективным средством дистанционного образования.Internet - это наиболее дешевая среда. Разработка и проведение дистанционных курсов, не требует специальных студий или сложного нестандартного оборудования.Проведение курсов может быть максимально автоматизировано.