Вывод
Приведенные классификации показывают, что педагогическая деятельность всегда соотносится с умениями. К основным умениям педагогической деятельности, обеспечивающим учителю квалифицированное осуществление учебного процесса, можно отнести:
ü ориентационные;
ü академические;
ü перцептивные;
ü мобилизационные;
ü организационные;
ü коммуникативные;
ü гностические;
ü дидактические;
ü конструктивные;
прикладные;
умения педагогического мышления;
умения педагогической техники;
речевые;
исследовательские умения.
Ориентируясь на перечисленные профессиональные компетенции учителя можно составить профессиограмму.
Психолого-педагогические умения
читать и анализировать специальную психолого-педагогическую литературу.
самостоятельно анализировать педагогические явления
анализировать передовой педагогический опыт.
проводить самоанализ
проявлять эмпатию к учащимся
организовать себя, управлять своим состоянием
Профессионально-личностные качества
потребность в самопознании
самостоятельность
трудолюбие и прилежание
самокритичность
дисциплинированность
культура поведения и общения
Частно-методические умения
планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по специальности
1. стимулировать и организовывать разные формы внеклассной воспитательной работы
2. анализировать уроки и внеклассные мероприятия
3. оценивать действия школьников и свою работу
4. разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям
5. мобилизовывать учащихся на познавательную деятельность
II. Коммуникативно-организаторские умения
1. устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками, группами, ученическими коллективами;
2. создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников;
3. регулировать внутриколлективные отношения школьников;
4. ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать своё поведение;
5. уметь декламировать, петь, танцевать, поддерживать беседу.
III. Исследовательские умения
1. выявлять проблему, определять объект, предмет, цель, задачи, методы исследования;
2. подбирать и применять методы и методики изучения личности коллектива;
3. иметь представление об инновационных технологиях по своей специальности;
4. организовать эксперимент;
5. обобщать, описывать, литературно оформлять результаты исследований.