Групповая социальная работа на примере деятльности социальных работников в США
Постепенно те люди, которые проводили работу с группой, вошли в профессиональный цех социальных работников, - тогда стали говорить о “групповой социальной работе”. Это понятие означает работу по решению проблем групп лиц, семей, и пр., и в ней участвуют от 6 до 10% всех социальных работников. В настоящее время профессионалы используют термин "практика социальной работы с группами". Эта работа является частью социальной работы как таковой.
Как отмечает Х.Филлипс (1957),"отличительная особенность метода групповой работы состоит в том, что акцент делается на взаимоотношениях в группе; групповая работа неизбежно отождествляется с процессом взаимодействия между членами группами, сознательно стимулируемым и направляемым социальным работником".
Социальная групповая работа приобрела широкий размах, когда школы социальной работы создали учебную программу, охватывающую различные методы (работу по решению проблем индивидов и семей, групповую работу и общинную организацию).
Как говорит Г.Вильсон (1976), "исторически большинство организаций, которые признавали группу (семью, естественные и созданные группы) в качестве единицы для оказания услуг, ставили своей целью:
1)Изменить социальные условия жизни бедных;
2)Создать условия и такую расстановку сил, при которых обслуживаемые люди могут развить демократические, социальные и моральные качества;
3)Дать людям возможность эмоционально приспособиться к ситуациям, в которых они очутились".
Г.Вильсон считает, что эти агентства "сосредотачивают своё внимание на проблемах людей, а не на людях с проблемами", имея в виду, что "агентства, в центре внимания которых были люди, пытались помочь конкретным лицам независимо от того, какие у них проблемы, в то время как агентства, в центре внимания которых были проблемы, оказывали помощь конкретным людям с конкретными проблемами". В США сегодня практическая групповая работа перешла в основном в ведение агентств, в центре внимания которых находятся проблемы.
В США практический работник рассматривается по отношению к клиентам как работник, а не как руководитель или помощник. Работник не руководит группой. Он скорее "создавал возможности; его обязанности входило помогать группе выбрать своих собственных лидеров и выработать порядок принятия решений, а также оказывать влияние на развитие демократических групповых норм. Работник начинает с "того, что делала группа до него", и, по мере того как со временем группа развивалась, занимал всё менее заметное место. Иногда работники выступают в роли советчиков. Они направляют внимание членов группы на более широкие социальные проблемы, которые оказывали влияние на их повседневную жизнь, и помогали им предпринимать необходимые социальные действия. Как свидетельствует практика, работники высоко ценили способность к самоопределению, групповую самостоятельность, взаимопомощь и заботу об общем благе.
С самой первой встречи членов группы работник думает о том, чтобы в результате его работы группа перестала нуждаться в нём. Это означает, что работник пытается дать возможность группе расширить свою самостоятельность, с тем, чтобы продолжать работу как группа взаимопомощи и взаимной поддержки, после того как он сам либо устранится полностью, либо станет выступать в роли консультанта или спонсора. Суть такой установки хорошо передаёт фраза: "Встреча с работником является лишь эпизодом в жизни клиентов". Жизненные процессы, в которые работник "включается и на которые оказывает ограниченное воздействие, происходили в течение долгого времени до него и будут продолжаться после его ухода".