Семья и школа
Важное значение имеет и подготовка учителей для работы с трудными детьми. Практика показывает, что учителя часто не имеют специализированной социально-педагогической подготовки. Им не оказывается необходимая помощь для работы с «трудными» детьми.
Иногда в существующей социально-педагогической системе отсутствуют службы, с которыми школа могла бы взаимодействовать с целью достижения необходимых воспитательных результатов для каждого «трудного» ребенка (консультации, региональные социальные учреждения и др.). Необходимо, чтобы школы располагали специально подготовленными кадрами — психологами, социальными педагогами и др.
Малая или дружеская группа может также является фактором асоциального поведения детей и подростков, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, ценностей, которыми руководствуются члены группы в своем поведении; если во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если в группе распространена антишкольная субкультура.