Процесс определения потребностей организации в обучении
В современных организациях профессиональное обучение должно представлять собой комплексный непрерывный процесс, состоящий из ряда этапов (см. Приложение 1). Первой и ключевой стадией этого процесса является определение потребностей организации в профессиональном обучении, т.е. выявление несоответствия между профессиональными знаниями и навыками, которыми должен обладать персонал организации для достижения ее целей, и теми компетенциями, которыми он обладает в действительности. При этом необходимо ответить на два основных вопроса:
КОГО учить (сколько и каких работников);
ЧЕМУ учить (какие знания и навыки развивать).
Другими словами, нужно определить целевую группу и тематику обучения. Целевой группой обучения могут быть:
рядовые сотрудники, в т.ч. специалисты;
линейные менеджеры;
менеджеры среднего звена;
высшее руководство.
Что касается тематики обучения, то в настоящие время тренинговые компании, функционирующие на российском рынке образовательных услуг, предлагают достаточно широкий выбор обучающих программ. В качестве примера приведу список программ, предлагаемых компанией «Training Strategies»:
· Искусство эффективных продаж (базовый курс).
· Искусство эффективных продаж. Техника SPIN (продвинутый курс).
· Телемаркетинг (искусство продаж по телефону).
· Построение команды. Работа в команде.
· Руководство и лидерство
· Управление временем. Управление стрессом.
· Искусство ведения переговоров.
· Эффективная презентация.
· Эффективная работа с клиентом.
· Эффективный секретарь. Телефонный этикет.
· Эффективный менеджмент.
· Эффективное деловое общение.
· Комплексное управление качеством.
· Делегирование полномочий.
· Наставничество (консультирование и обучение).
· Решение проблем и принятие решений.
· Проведение интервью и набор персонала.
· Оценка персонала.
· Управление проектом.
· Искусство убеждения.
· Организация и проведение собраний.
· Управление конфликтом.
· Коммуникация в организации.
· Деловая переписка (отчеты, коммерческие предложения, деловые письма).
· Развитие и творческого мышления.
· Маркетинг для немаркетологов.
· Финансы для нефинансистов.
· Тренинг тренеров.
· Стратегический менеджмент.
Помимо целевой группы и тематики обучения, не менее важным является определение уровня проблем, решить которые призвано обучение.
Индивидуальный уровень относится к потребностям, связанным с навыками отдельных сотрудников организации. Для решения проблем этого уровня достаточно обучить конкретных людей, развить их навыки, например работы секретаря, навыки презентации, основы личной эффективности.
Системный уровень относится к потребностям, которые не ограничиваются обученностью отдельных сотрудников и связаны с взаимодействием внутри компании, например, управление конфликтами, решение проблем и т.п.
Стратегический уровень связан с потребностями, которые не ограничиваются ни обученностью отдельных сотрудников, ни взаимодействием в компании, но относятся к стратегии развития организации, ее положению в социально-экономической среде, например, развитие корпоративной культуры, стратегическое планирование.
Необходимо отметить, что тематика обучения связана с уровнем проблем, который определяется потребностями организации. В то же время при одной и той же тематике обучения его уровень может быть различным в зависимости от особенностей компании. Учет уровня проблем организации является ключом к успеху обучения, игнорирование данного фактора может свести до нуля его эффективность. Проиллюстрируем это примером [20]. Руководство компании приняло решение провести тренинг по маркетингу для совета директоров, включающий изучение инструментов анализа рынка, основ составления маркетингового плана. После проведения тренинга оказалось, что маркетинговая функция в компании не изменилась, и руководство было разочаровано тренингом. Причина неудачи обучения заключалась в том, что его программа была ситуативной, оснащала участников индивидуальными навыками и не работала на стратегическое решение задач всей организации. Этого можно было избежать, если бы с самого начала был задан четко стратегический характер тренинга.