Формулировка целей обучения

На основании анализа выявленных потребностей служба управления персоналом должна грамотно сформулировать конкретные цели программы профессионального обучения. Данный процесс является очень важным, поскольку именно степень достижения поставленных целей определяет эффективность проведенного обучения. Постановка корпоративной цели ясно описывает, ради чего проводится обучение, каких деловых результатов компания ждет от обучения и как их можно оценить.

Практика показывает, что очень часто цели обучения описываются неправильно, а значит неэффективно с точки зрения результатов для компании. Наиболее распространенными ошибками здесь являются:

1. Описание цели обучения через содержание знаний и умений. Например: «Цель занятия – изучить понятие бизнес-плана, его структуру, источники и методы, используемые при его составлении».

2. Описание цели обучения через деятельность преподавателя. Например: «Цель занятия – ознакомить слушателей с понятием бизнес-плана…».

3. Описание цели обучения через учебную работу участников. Например: «Обучающиеся усвоят понятие бизнес-плана…»

В международной практике принят принцип описания целей обучения, получивший название «принцип SMART» - от первых букв английских слов: Specific – конкретные, специфичные, Measurable – измеримые, Achievable – достижимые, Realistic – реалистичные, Time-bound – с указанием срока. То есть, чтобы постановка целей была эффективной, их следует формулировать:

· как результаты обучения;

· выраженные в действиях участников;

· причем в таких действиях, которые можно надежно опознать.

Например:

После изучения данного курса участники смогут:

* перечислить основные компоненты бизнес-плана, критерий – 100%;

* составить бизнес-план условного проекта объемом 6 – 10 страниц (на основе представленных данных), критерий – 90%-е соответствие требованиям тренера;

* провести 10-минутноую презентацию бизнес-плана, критерий – заинтересованность и убедительность для аудитории;

* ответить на вопросы потенциального инвестора, критерий – удовлетворенность инвестора не менее 80%.

Для постановки целей технического обучения используется т.н. эталонное описание, которое должно отвечать следующим требованиям:

- характеристика внешних условий;

- ожидаемые учебные результаты или наблюдаемые действия обучаемого;

- их эталонные признаки (критерии).

Например: Работая с пациентом любой весовой категории (условие), начать внутривенное вливание (ожидаемый результат) после не более чем двух пробных пункций иглой.

Необходимо учитывать, что конкретные цели обучения отличаются для различных участников обучения. Так, для владельцев предприятия и высших исполнительных руководителей этими целями могут быть:

* повышение производительности, эффективности и прибыли организации;

* получение конкурентных преимуществ;

* увеличение доли рынка;

* увеличение активов компании.

Для руководителей высшего звена:

* повышение эффективности управления и производительности;

Перейти на страницу: 1 2