Творчество
Тот факт, что в истории существовали творческие эпохи и творческие общества, что в наших школах первоклассники обладают более ярко выраженными творческими способностями, чем десятиклассники, говорит о том , что социальные , в том числе школьные , условия могут быть благоприятными и неблагоприятными для творческого воспитания.
В младших классах здесь вредят излишняя зарегламентированность , жесткая дисциплина , рутинный режим ,в результате чего резко подавляется собственно творческая способность.
В старших классах безинициативность, насаждение хвостизма ( «как все , так и я» ) и опять таки рутинный режим подавляют интеллектуальную активность и вместе с тем творческую продуктивность, которую упрощенно можно рассматривать как творческую способность , помноженную на интеллектуальную активность.
В Московском Доме научно-технической пропаганды на семинаре по научному и техническому творчеству была дана рекомендация родителям, как у детей «вытравить» творческую продуктивность. Эта шутливая рекомендация имеет вполне серьёзную основу, так как даёт представление, что не надо делать. Итак , чтобы сделать нетворческую личность, необходимо очень сильно привязать ребёнка к себе, не позволять играть одному , больше держать при взрослых, но при этом никогда не брать с собой на работу ,в гости , в командировки, оставляя на попечение других взрослых, разработать строгий режим и распорядок дня и придерживаться его с точностью до минуты ,определить ребёнка в школу с продлённым днём и каждое лето на две смены отправлять в пионерский лагерь.
Во взрослой жизни творческая продуктивность продолжается подавляться рутинным и сильно зарегламентированным трудом , гонением новаторов.
Творческое воспитание – это прежде всего борьба с рутиной : один день не должен быть похож на другие дни , ни один урок – на другие уроки. День ребёнка планируется таким образом , чтобы не было времени на ничегонеделание , а всё время – чередование дел: плановых ,необходимых, неплановых необходимых и по выбору.
Каждый человек по своему темпераменту имеет норму «единочества» – большую или маленькую, и каждый свою норму должен выполнить : побыть одному , собраться с мыслями, пофантазировать, пообщаться с товарищами, поиграть в абстрактные игрушки, кубики, пуговицы, гайки, превратить их силой своего воображения в реальные предметы.
Если ребёнок сильно склонен к уединению, воспитатель время от времени организует ему общение со сверстниками и взрослыми. Если наоборот – ребёнка приучают какое-то время проводить в одиночестве – с игрой , с книгой , с рисунком.
На этой основе проводится собственно творческое воспитание. Прививается вероятностно – статистическое мироощущение: не делить всё на чёрное и белое , плохое и хорошее, неправильное и правильное : стремиться не к максимуму , а к оптимуму , делая выбор из множества вариантов , при этом проигрывая в одном и выигрывая в другом ; рассчитывать вероятность возможных событий , понимая, что
0 % и 100 % - гарантии никогда не бывает ; а для этого следует смотретть в мир глазами статиста. Это значит что есть авторитеты , но нет непререкаемых авторитетов ; нельзя делить литературных героев на абсолютно положительных и абсолютно отрицательных: новая идея всегда необычна , спорна, противоречит старой идее , и когда она победит , появится ещё более новая идея, которая будет противоречить ей и в свою очередь победит, - такова диалектика природы развития.
У человека важно выработать привычку приподниматься с «четверенек» текущих дел , оглядываться , смотреть на дела сверху, связывать их с глобальными делами, задумываться , продумывать и выдумывать. Для этого в обычных вещах постараться увидеть необычное : резко изменить масштаб ( как это проделал Свифт ), наделить необычными свойствами, поместить в необычную обстановку, сделать их таинственными и смешными.
Главная задача трудового воспитания и профессиональной ориентации в частности – сформировать у каждого школьника общую направленность на добросовестный творческий труд, подвести его к рубежу духовного выбора профессии.