Конспект пробного урока
Тема: Новогодняя песня «Елочка»
Цель: Воспитание эстетического чувства. Удовлетворение эстетической потребности.
Задачи: Образовательные
§ разучивание наизусть текста песенки
§ знакомство с музыкальными инструментами (гитара, губная гармошка)
§ знакомство с основами музыкальной грамоты (ноты, ритм)
§ история создания песни
Воспитательные
§ воспитание эстетического чувства
Развивающие
§ развитие памяти, внимания
§ развитие мелодического слуха
§ формирование навыков хорового пения
§ развитие речи на материале беседы по содержанию песни
Оборудование: Гитара, губная гармошка, маленькая елка
Елочка
Р.Кудашева/Л.Бекман
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла,
Зимой и летом стройная,
Зеленая была.
Метель ей пела песенку:
"Спи, елочка, бай-бай!"
Мороз снежком укутывал:
"Смотри, не замерзай!"
Трусишка зайка серенький
Под елочкой скакал.
Порою волк, сердитый волк
Рысцою пробегал.
Чу! Снег по лесу частому
Под полозом скрипит;
Лошадка мохноногая
Торопиться, бежит.
Везет лошадка дровенки,
А в дровнях старичок,
Срубил он нашу елочку
Под самый корешок.
Теперь она, нарядная,
На праздник к нам пришла
И много, много радости
Детишкам принесла.
Впервые стихотворение “Елка” было опубликовано в 1903 году в журнале “Малютка” за подписью “А. Э.”. За таинственными инициалами скрывалась Раиса Адамовна Кудашева, в девичестве Гидройц. Кстати, под этой фамилией она в свое время была внесена во Всероссийское генеалогическое древо.
Будущая детская – великая! - поэтесса родилась 15 августа 1878 года. После окончания женской гимназии Раиса Адамовна работала гувернанткой, учителем, библиотекарем. Как и все девушки того времени, она мечтала о литературной карьере и естественно писала стихи. В силу определенной живости характера оные у нее получались чаще всего детские, которые публиковала в разных журналах с 18 лет.
“Елочка”, которой суждено было стать бессмертным шедевром, входила в состав стихотворной композиции, предназначенной для декламации на рождественском празднике. Как это бывает с детскими поэтами, Кудашеву всерьез в литературных кругах не воспринимали. Да и сама она из скромности чаще всего печаталась под псевдонимами. Последнее обстоятельство сыграло с ней злую шутку – даже автор мелодии не знал, чьи стихи он положил на музыку. Леонид Карлович Бекман (1872—1933гг.) никогда не считал себя композитором. Всю свою жизнь он серьезно занимался биологией и достиг на этом поприще значительных успехов – защитил кандидатскую диссертацию, считался толковым агрономом. С музыкой его связывало только одно — его женой была всемирно известная пианистка, профессор Московской консерватории Елена Александровна Бекман-Щербина (1872—1951). Сам же Леонид Карлович даже не знал нотной грамоты, поэтому придуманный им мотивчик записала супруга. В начале прошлого века они сочинили для своей горячо любимой дочери Верочки еще несколько песенок. И поскольку те пользовались большой популярностью у знакомых, Бекманы, устав переписывать их от руки, издали сборник рождественских песенок - “Верочкины песенки”. Тоненькая книжечка выдержала четыре (!) издания, но самым востребованным шлягером оказалась та самая “Елочка”!