Компьютерная игра: учим или играем?
Мнения многих учителей и ученых об использовании компьютерных игр на уроках противоречивы. Одни считают, что применение компьютерных игр в учебном процессе нежелательно, аргументируя это отрицательными последствиями их использования. Другие, напротив, предлагают чаще обращаться к компьютерным играм на уроке, переоценивая их возможности. Но даже самая хорошая компьютерная игра при неудачном применении в процессе обучения может принести вред. Поэтому у учителя, использующего компьютерные игры, возникает множество проблем.
Исходными вопросами в теории использования компьютерных игр в педагогике являются их определения и классификации. Существуют различные подходы к их решению. Это можно объяснить многофункциональностью игр.
Под игрой понимается такой вид деятельности, который характеризуется взаимодействием игроков, действия которых ограничены правилами и направлены на достижение цели.
Под игроком понимается человек или группа людей. Особенностью компьютерных игр является то, что в качестве одного из игроков выступает компьютер.
Правило – предписание, устанавливающее порядок действий играющих.
Цель в обучающей игре носит двойственный смысл:
игровая цель – получение вознаграждения;
учебная цель - приобретение знаний, умений и навыков посредством деятельности по заданным правилам.
Среди всех компьютерных игр выделим, прежде всего, игры обучающего характера. В них необходимо выделить обучающий и игровой компоненты. Одним из этих компонентов может преобладать. Если преобладает обучающий компонент (схема 1,а), то игра предоставляет широкие возможности, связанные с воспроизведением знаний, умений и навыков, их применением, обработкой. В случае преобладания игрового компонента (схема 1,б) игра может использоваться в качестве средства для наглядности и повышения мотивации к обучению.
С х е м а 1
Обучение |
Игра |
а) б)
По степени обучающего воздействия на ученика игры могут быть разделены на следующие виды:
Т р е н е р у ю щ и е и г р ы : закрепляющие и контролирующие, способствующие отработке имеющихся навыков.
О б у ч а ю щ и е и г р ы: помогающие ученику приобрести новые знания, умения и навыки.
Р а з в и в а ю щ и е и г р ы: способствующие выявлению и развитию наиболее важных способностей и навыков.
К о м б и н и р о в а н н ы е и г р ы.
Обращение к классификации игр не случайно. При работе с конкретной игрой важно знать ее вид. Так как это поможет определить место игры на уроке. В традиционном уроке выделяют следующие этапы:
1)актуализация знаний; 2)ознакомление с новым материалом; 3)закрепление учебного материала; 4)контроль и учет знаний. В зависимости от того, к какому виду относится игра можно определить, на каком из этапов урока эффективнее ее применять. Для примера можно привести следующую таблицу:
Вид игры |
Актуализация знаний |
Ознакомление с новым материалом |
Закрепление учебного материала |
Контроль и учет знаний |
Сюжетно-ролевые Деловые Контролирующие Обучающие Развивающие Интеллектуальные Комбинированные |
+ + + + |
+ + + |
+ + + + |
+ + + + |