Взаимодействие классного руководителя и семьи.
Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года. Одной из главных задач классного руководителя - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.
С этой целью целесообразно проводить в школе «Праздник семьи», конкурс «Семья года», соревнования с участием бабушек и внучек, мам и дочерей, отцов и сыновней, праздник близнецов, выставки семейных творческих работ. Могут проводится совместные творческие встречи, где рассказывают о семейных традициях, увлечениях, знаний родословной своей семьи.
Классный руководитель стимулирует создание семейных клубов, привлекает родителей к организации кружков и других объединений по интересам. Педагогу важно создавать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям. Этому могут способствовать:
n поздравления с праздником, с днём рождения (подарки, сюрпризы);
n сочинения, тематика которых связана с рассказом о своих близких;
n рассказы о профессиях своих родителей;
n творческие встречи с родителями, посвящённые их увлечениям;
n организация выставок результатов труда родителей.
Классный руководитель должен познакомить родителей с правовыми основами семейного воспитания детей: с конституцией страны, законодательными документами о браке, семье, правах ребёнка и защите детства. Важное место среди документов занимает Международная Конвенция ООН о правах ребёнка, принятая в 1989г.
Семь правил семейной жизни.
1. Стремиться, насколько это возможно, достигать в семье согласия, взаимопонимания и гармонии.
2. Ориентироваться на доброжелательный стиль и тон общения в семье.
3. И трудности, и радости, и неудачи, и успехов все вместе.
4. Почитать старших и помогать младшим.
5. Чередовать труд и отдых.
6. Поддерживать и развивать семейные традиции и праздники.
7. Стремится проводить воскресные дни вместе желательно на природе.
Естественно, этих правил значительно больше. В хорошо организованных семьях всё чётко определено: кто что делает и за что отвечает Например, в обязанность матери входит приготовление завтрака, обеда и ужина, а отец (мы имеем городскую семью) берёт на себя какую-то другую часть работы по дому. Постоянные поручения есть и у детей : кто-то ходит в магазин за хлебом и другими продуктами, кто-то делает уборку в квартире. Для детей также могут, сформированы некоторые правила поведения. Приведём в качестве примера некоторые из них.
Правила поведения детей в семье.
1. Почитай мать и отца.
2. Проявляй к родителям внимание.
3. Расспрашивай их о прошлом, о том, как они поступали в той или иной ситуации.
4. Создавай атмосферу доверия, не веди себя как партизан.
5. Проявляй самостоятельность, а для этого обращайся за помощью к родителям в крайнем случае.
6. Проявляй инициативу, помогай родителям в их делах.
7. Не обрушивай на голову родителей невыполнимые или трудно выполнимые требования.
8. Имея постоянные поручения в семье, ответственно их выполняй.
Одной из целей воспитания - создания условий для творческой самореализации воспитанника в духовной, интеллектуальной, физической сферах его жизнедеятельности. Если человек, в том числе в детские и юношеские годы, не найдёт возможности заявить о себе, само реализовать все свои растущие силы, способности, то он не проявляет себя на пределе своих творческих способностей. Не реализуя себя полностью в играх, учёбе, спорте, в различных видах художественного, технического и других видов творчества, человек не мобилизует свои силы и способности, следовательно, не развивает себя.