Ход эксперимента и его результаты.
Особо была подчеркнута роль такого вида музыкальной деятельности, как хоровое пение, когда у поющих в хоре возникает прекрасное ощущение творческого единства. Это ли не одна из высших радостей общения с музыкой! Невозможно также переоценить и значение слушания музыки в воспитании ребенка. Слушая музыкальное произведение, он волнуется, эмоционально отзывается на характер музыки, ее настроение.
Родители постепенно начали понимать, что музыка заставляет их детей задумываться, приучает мыслить, расширяет музыкальный кругозор, развивает общую культуру.
Был поставлен вопрос: ну, а если музыка звучит дома? Способна ли она увлечь всех членов семьи общими чувствами, общими стремлениями и добрыми порывами? Ответы были разноречивыми, но в одном мнение родителей было единым: музыка - это необыкновенный вид искусства в воспитании личности.
Вторая тема была посвящена возрастным особенностям детей, их голосу, певческому и речевому режиму, а главное — роли песни как самого популярного вида музыкального искусства. Ведь песня звучит повсюду: по радио, телевидению, в кино, в школе, дома. И не случайно, поэтому знакомство детей с музыкой начинается с песни.
Мы акцентировали внимание родителей на том, что, когда дети поют дома, большое значение имеет отбор песен, удобных и посильных для их исполнения. Так, песни из школьного репертуара не только воспитывают чувство патриотизма, дружбы, любви к Родине, природе, они доступны голосовым возможностям детей. Мы объяснили родителям, что у маленьких детей еще не сформированы голосовые мышцы, и если ребенок в разговоре кричит или поет напряженно, появляются болезненные явления в голосовом аппарате, которые с трудом поддаются лечению. Был затронут вопрос и об охране голоса предмутационный и мутационный периоды развития детей.
В третьей теме раскрывалось значение музыкально-выразительных средств, которыми пользуется композитор при создании того или иного произведения. Приводимые в беседе музыкальные примеры помогали слушателям овладевать понятиями сложного языка музыки.
Таким образом, занятия подводили к раскрытию содержания музыки, развивали умение анализировать музыкальное произведение, приучали слушать и понимать его.
Четвертая тема включала рекомендации по созданию в доме фонотеки. Мы советовали родителям вначале приобретать записи детских музыкальных сказок, таких, как: "Про зайчат", "Слоненок пошел учиться", "Теремок", "Лиса, заяц и петух" и т. п. Следующие этапы пополнение семейной фонотеки произведениями русской и зарубежной классики, образцами народного творчества, музыкой советских композиторов, классической джазовой и развлекательной музыкой. Слушатели семинара составили репертуарный список, куда входили рекомендованные нами произведения.
При подготовке к раскрытию пятой темы "Музыкальные вечера в семье" мы разработали по каждому вопросу методические советы, суть которых состоит в том, чтобы помочь родителям проводить в семье музыкальные вечера не хаотично и не от случая к случаю, а по разработанной системе, с привлечением грамзаписей, репродукций картин, диапозитивов. И вечера эти должны проводиться в спокойной и непринужденной обстановке
К примеру, предлагается тема музыкального вечера: Эдвард Григ - сказочник.
План:
1. Э. Григ норвежский композитор.
2. Андерсен и Григ.
3. Сказочные образы в произведениях Э. Грига (''Шествие гномов", "Танец эльфов”).
Литература.
С. Летова. "Эдвард Григ"; С. Карцева. "Музыкальная фонотека в школе"; Ф. Оржеховская. "Эдвард Григ"; О. Левашова. "Э. Григ - великий норвежский композитор".