Исследование мышления в подростковом возрасте
Выводы об уровне развития мышления
10 баллов – очень высокий
8 – 9 баллов – высокий
4 – 7 баллов – средний
2 – 3 балла – низкий
0 – 1 балла – очень низкий
l. А больше Б в 6 раз Б меньше В в 7 раз |
2. А меньше Б в 10 раз Б больше В в 6 раз |
В А |
В А |
3. А больше Б в 3 раза Б меньше в 6 раз |
4. А больше Б в 3 раза Б меньше В в 5 раз |
В А |
В А |
5. А меньше Б в 3 раза больше В в 5 раз |
6. А больше Б в 9 раз Б меньше В в 12 раз |
В А |
В А |
7. А больше Б в 9 раз Б меньше В в 4 раза |
8. А меньше Б в 3 раза Б больше В в 7 раз |
В А |
В А |
9. А меньше Б в 5 раз Б больше В в 6 раз |
10. А меньше Б в 2 раза Б больше В в 8 раз |
В А |
В А |
11. А меньше Б в'3 раза Б больше В в 4 раза |
12. А больше Б в 2 раза Б меньше В в 5 раз |
В А |
В А |
13. А меньше Б в 10 раз Б больше В в 3 раза |
14. А меньше Б в 5 раз Б больше В в 2 раза |
В А |
В А |
15. А больше Б в 4 раза Б меньше В в 3 раза |
16. А меньше Б в 3 раза Б.больше В в 2 раза |
В А |
В А |
17. А больше Б в 4 раза Б меньше В в 7 раз |
18. А больше Б в 4 раза Б меньше В в 3 раза |
19. А меньше Б в 5 раз Б больше В в 8 раз |
20. А больше Б в 7 раз Б меньше В в 3 раза |
В А |
В А |
Методика «Сравнения понятий».
С помощью этой методики анализируется развитие операции сравнения.
Ход выполнения задания.
Метод заключается в том, что испытуемому называются два слова, обозначающие те или иные предметы или явления и просят сказать, что общего между ними и чем они отличаются друг от друга. При этом экспериментатор все время стимулирует испытуемого в поиске возможно большего количества черт сходства и различия между словами пары: «Чем еще они похожи?», «Еще чем?», «Чем еще они отличается друг от друга?», «Еще чем?», Дается примерный список слов для сравнения. Можно выделить три категории задач,которые применяются для сравнения и различения понятий (А. Р. Фурия). Во-первых, испытуемым даются два слова, явно относящиеся к одной категории (например, «корова — лошадь»). Во-вторых, предлагаются два слова, у которых общее найти трудно и которые гораздо больше отличаются друг от друга, чем в предыдущем случае (например, «ворона - рыба»). Третья группа задач еще-сложнее — это задачи на сравнение и различение объектов в условиях конфликта, где различия выражены гораздо больше, чем сходство (например, «всадник — лошадь»). Различие уровней сложности этих категорий задач зависит от степени трудности абстрагирования признаков или наглядного взаимодействия объектов, от степени трудности включения этих объектов в определенную категорию.