Введение
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Истоки творческих сил человека восходят к дошкольному детству. Детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства ребенок развивается как творческая личность. Однако многие авторы, исследовавшие детское изобразительное творчество (В.С.Мухина, Е.А.Флерина и др.), отмечали стремление ребенка придерживаться тех или иных форм, приемов в творчестве, которые ребенком усвоены и которые препятствуют дальнейшему движению вперед. Большую опасность для развития детского рисования представляет закрепление графических образов, превращение их в шаблоны. Если не следить за этим процессом, ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных им схем определенных предметов. Поэтому в задачи обучения должно входить развитие графических образов, разрушение застывших шаблонов, стимулирование собственного творчества детей. Значение развития графических образов и преодоления стереотипности в изобразительной деятельности детей, недостаточное внимание к этой проблеме в практике ДОУ определяют актуальность темы
исследования. Цель исследования
– определить педагогические условия развития графического образа в рисунках детей в процессе ознакомления с книжной графикой. Объект исследования
– процесс развития графических образов в рисунках детей. Предмет исследования
– особенности создания детьми дошкольного возраста выразительных графических образов.
Задачи
: - изучение научной литературы по данной проблеме; - разработка серии занятий по ознакомлению дошкольников с книжной графикой, направленных на развитие выразительных графических образов в рисунках детей;
- анализ данных, полученных в результате исследования.
Гипотеза исследования
: Мы предполагаем, что образы, создаваемые детьми, будут более своеобразны и выразительны, если будут соблюдены следующие условия: - организация содержательной и интересной для детей дошкольного возраста деятельности; - обогащение эмоционально-интеллектуального опыта, который служит основой для возникновения замыслов, является материалом, необходимым для работы воображения; - разработка последовательности занятий, подбор соответствующего материала. Научная новизна и практическая значимость исследования
заключается в разработке занятий, направленных на развитие графического образа, в подборе литературного и иллюстративного материала, который может быть использован в практической работе ДОУ. Методы исследования
: анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, анализ продуктов детского творчества.
Апробация
. Обсуждение на студенческой научно-практической конференции 18.04.2002.