Развитие графического образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой
Занятие № 5. Чтение сказки Г.-Х.Андерсена "Стойкий оловянный солдатик". Рассматривание иллюстраций (художник – Е.Монин). Воспитатель читает сказку: "…лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец. Сквозь его маленькие окна были видны все комнаты. Перед самым дворцом лежало зеркальце. Оно было совсем как настоящее озеро, и вокруг этого зеркального озера на деревянных подставках стояли маленькие зеленые деревья. По озеру плавали восковые лебеди… и т.д.". На иллюстрации дети рассматривают дворец. Он богато украшен: балконы, башенки, колонны, арки, необычные окна. Занятие № 6. Чтение сказки Г.-Х.Андерсена "Старый дом". Рассматривание иллюстраций (художник – А.Архипова). Воспитатель читает сказку: "На одной улице стоял старый-престарый дом, построенный лет триста тому назад. Это можно было прочесть на балке, где год его постройки был вырезан в обрамлении тюльпанов и плетей хмеля. Там же было целое стихотворение, написанное буквами, какими писали в старину, а над каждым окном красовались уморительные рожи. Верхний этаж далеко выступал над нижним, а под самой крышей проходил водосточный желоб, оканчивавшийся головой дракона. Дождевая вода должна была вытекать у дракона из пасти, но текла из брюха – желоб-то был дырявый…и т.д.". После чтения сказки дети рассматривают на иллюстрации дом: три этажа, крылечко с перилами, на крыше – две трубы. Дети находят на иллюстрации водосточный желоб, смешные рожи над окнами. Воспитатель задает вопрос: "Как художник показал, что это старый дом?" (штукатурка осыпалась, видны кирпичи). Занятие № 7. Сказочный дом (рисование). Цель занятия: учить детей создавать оригинальные, выразительные образы сказочных домов, формировать творческое воображение детей, их изобразительные умения в рисовании зданий. Воспитатель предлагает детям нарисовать сказочный дом, украсив его интересными деталями. Анализ. После проведенной работы в рисунках детей появились архитектурные детали, образы стали более выразительными. Наибольший интерес детей вызвали иллюстрации "Дом Муми-тролля" и "Избушка на курьей ножке", что отразилось в рисунках детей. На итоговом занятии (контрольный этап эксперимента) дети рисовали сказочный город. Мы ставили цель – выяснить, как используют дети полученные знания в своей изобразительной деятельности. Перед занятием мы провели беседу с детьми – вспомнили, чем сказочный город отличается от обычного, какие сказочные города мы знаем (Изумрудный, Цветочный, Солнечный, Лунный и др.). После беседы дети приступили к рисованию. Анализ рисунков представлен в диаграмме № 3. Диаграмма № 3 - низкий уровень - средний уровень - высокий уровень
17% 33% 50%
В результате анализа детских рисунков: низкий уровень - 3 рисунка; средний уровень – 6 рисунков; высокий уровень – 9 рисунков. Необходимо отметить, что дети рисовали с большим интересом, создавали оригинальные образы, рисунки стали более выразительными, своеобразными. Разработанная нами серия занятий способствовала развитию графических образов, преодолению шаблонности в рисунках детей. Безусловно, необходима дальнейшая работа по развитию детского творчества, расширению представлений дошкольников, иначе усвоенные детьми образы превратятся в шаблоны. Желательно организовать непосредственное восприятие детьми памятников архитектуры.