Самооценка.
Разные компоненты структуры самосознания изучены неодинаково. На первый план выдвигается проблемы самооценки. Вопросы же самосознания остались как бы в стороне от психологических исследований, несмотря на их большую актуальность и значение.
В нашей психологии существует множество работ, посвященных изучению самооценки. Большинство из них анализируют самооценку в качестве уже сложившегося образования. Эти работы затрагивают в основном школьный возраст и рассматривают, с одной стороны, функции самооценки на разных этапах этого возраста, а с другой стороны,- роль различных факторов в ее развитии и совершенствовании.
САМООЦЕНКА.
Исследования, специально посвященные изучению условий развития представлений о себе, встречаются очень редко.
Существует целый ряд исследований, посвященных частным вопросам развития самосознания на том или ином этапе детства. Большинство из них относятся к школьному возрасту, в основном к подростковому. Менее исследован вопрос развития самосознания в дошкольном возрасте. Возможно, это связано с тем, что долгое время в психологии появление самосознания относили лишь к подростковому. Правда, уже в 50-тые годы появились работы, в которых границы возникновения самосознания опускались до 3-х лет, а в настоящее время начаты экспериментальные исследования, которые выявляют даже у младенцев наличие определенных образований, являющихся генетической предпосылкой для развития их самосознания.
Проследим путь развития самосознания от младенчества до подросткового возраста.