Развитие самосознания в онтогенезе.
В дошкольный период рост активности и желание действовать, пробовать себя в различных начинаниях проявляется особенно ярко. Ребенок испытывает настоятельную потребность в применении и развитии своих новых возможностей. Ему нравится достигать какой-нибудь цели, получать ожидаемые результаты, благодаря собственным усилиям, справляться с определенными требованиями и при том общаться, вызывать к себе внимание, встречать одобрение.
В игре укрепляется и развивается человеческая потребность в активном воздействии на окружающих, у него формируются первые “моральные инстанции” (Д.Б. Эльконин,1960), и на этой основе начинает формироваться оценка собственного поведения, начальная форма сознания ребенком самого себя, которое проявляется к концу дошкольного возраста и является основным новообразованием этого важнейшего периода” (Д.Б. Эльконин, 1960, с.316).
Осознавая свое “Я”, дошкольник стремиться проявить себя, свою активность, подражая взрослым.
В ролевой игре у дошкольника формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, развивается социальная активность, самосознание.
Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Учебная деятельность становится для него ведущей. В этом периоде у ребенка возникает сознание себя как существа социального и своего места в системе доступных ему общественных отношений. Условно этот период можно обозначить периодом рождения социального “Я”. Именно в это время у ребенка формируется “внутренняя позиция”, порождающая потребность занять новое место в жизни.
Вывод к первой главе
Из первой главы мы узнали, как развивается самосознание в филогенезе, взгляд философов и психологов на проблему самосознания, структуру самосознания, которая состоит из двух компонентов: когнитивного и эмоционального; самооценка ребенка, развитие самосознания в онтогенезе, которая появляется у ребенка в начале раннего возраста, примерно в два года он начинает узнавать себя в зеркале, следующий этап, когда ребенок называет себя по имени в третьем лице «Саша», «Тата», а потом к трем годам появляется местоимение «Я».
До подросткового возраста развитие самосознания происходит стихийно, преимущественно без участия субъекта в его формировании. Наряду с сохранением стихийной линии развития самосознания, появляется еще одна основная линия его, предполагающая активность самого субъекта в этом процессе. У подростков возникает потребность обернуться на самого себя, познать себя как личность, отличную от других людей и в соответствии с избранным образцом. Это, в свою очередь вызывает у него стремление к самоутверждению, самореализации и самовоспитанию. Подробнее об этом будет разбираться в следующей главе.