Идеал

На выявление идеала и желаемого “Я” подростков использовалось два метода: письменное описание идеала, рисуночный тест “Я желаемое”.

1.После анализа работ оказалось, что действительно идеал младших подростков выступает в качестве конкретных реальных людей, в основном одного с ними возраста, редко старше. Подростков в основном привлекают внешние качества идеалов и внутренние, которые связаны с какими-либо действиями (“она добрая, потому что всем помогает”). Например: “Я хочу быть как Ю. Клинских потому, что он забивает много голов, хороший футболист, он бьет по мячу с выкрутасами”. Или: “Мой идеал - Бенни Хилл, потому что он смешной”; “Я хочу быть как Ира К. потому что она спокойная”. У многих детей в качестве идеалов выступают певицы, певцы, актриссы, актеры и т.д.

2.Что касается рисунков “Я желаемое”, то тут прослеживается у подростков стремление к тому, что составляет эталон мужественности и женственности. Мальчики рисуют себя обычно с широкими плечами, с мышечными рельефами, а девочки с необычной прической, с сережками, в макияже.

- Доверительная беседа

Доверительное общение наряду с другими своими функциями может выступать в качестве исходной внешней формой познания личности самой себя, своих черт, особенностей, переживания. Доверительная беседа, тема которой является личность одного из партнеров, позволяет одному партнеру более глубоко осмыслить те или иные свои поступки, характерные черты, стимулирующие процессами познания.

Доверительная беседа проводилась в середине занятий в два этапа:

1. Обсуждение результатов заданий детей, сделанных на предыдущем занятии. То есть я даю им информацию, стимул к размышлению.

2. Выполение устных заданий, направленных на самораскрытие личности каждого ребенка.

Таким образом, можно предположить, что самоанализ и самопознание являются в значительной степени продуктом доверительного общения личности со значимыми другими.

- Обратная связь.

После проведения каждого занятия пятиклассники писали самоотчеты, в которых отмечали, что дали им занятия, как они их оценивают. Эта информация очень важна для исследователя, так как дает ему возможность сориентироваться, внести изменения в следующее занятие, вовремя исправить свои ошибки. А также положительная оценка занятиям поддерживает ведущего.

Краткое описание характера и поведения детей.

Терехова Ира.

Она любит учиться, ходить в школу, хотя в общении с одноклассниками у нее часто возникают проблемы: девочки на нее все время кричат и жалуются. Очень любопытна и этим раздражает одноклассников. Но в общем она достаточно застенчивый, мягкий и добрый человек. Себя она оченивает достаточно высоко, любит и жалеет себя. Она единственный человек в группе, который считает себя еще ребенком. Ира очень интересуется своим внутренним миром, своей психологией. Она с удовольствием выполняла все задания, даже те, при которых надо было раскрываться в присутствии людей. В конце занятий она написала следующее:

“Мне очень понравилось заниматься и я бы хотела, чтобы занятия еще были. Я узнала какой у меня характер и побольше узнала своих одноклассников. Я поняла, какие у меня недостатки и постараюсь их исправить. Мне кажется, что цель занятий - узнать себя и других побольше”.

Тимонин Артем.

Мне он очень запомнился своими рисунками. Рисунок “Несуществующее животное” отражает очень скрытую сексуальную агрессию, причем на достаточно низком уровне. Рисунок семьи достаточно открыто говорит о проблемах в семье. Артем сначала очень долго отказывался нарисовать свою семью, говорил, что это для него очень сложно, а потом все-таки он нарисовал себя и маму, но без глаз. Причем у мамы достаточно грозный вид: широкие плечи и кулак. Себя он нарисовал одного роста с мамой и тоже с широкими плечами. Мне кажется, что этот мальчик пытается “быть ее мужем”, и достаточно ревностно относится к ее личной жизни. Мама против этого и поэтому атмосфера в семье очень напряженная. Был еще рисунок “Я глазами других”. Артем нарисовал жуткую картину: он сидит на шипах и держит в одной руке учебник, а в другой нож, направленный к себе в рот и смотрит на здоровый кулак, который вот-вот его ударит в лицо. Рисунок “Я реальный” тоже очень интересный. Он нарисовал себя очень маленьким, сморщенным старичком с грустным взглядом.

Перейти на страницу: 1 2